Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Основным объективным критерием деления права каждого государства на отдельные отрасли является материальное содержание тех общественных отношений, которые регулируются правовыми нормами этих

отраслей, т.е. предметом правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Эта деятельность является объективной по своей сути, представляет собой процесс планомерного сбора, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих выполнение государством своих задач и функций.

 

К предмету финансового права относятся государственные финансы, которые играют ведущую роль в системе общественных отношений.

 

Для осознания сущности разнообразия и богатства предмету финансового права можно классифицировать финансовые отношения с их содержанием, субъектным составом, метолами финансовой деятельности, ролью финансов в жизни общества. Например, по материальному содержанию финансовые отношения являются общественными отношениями, которые возникают при установлении бюджетной системы, распределении доходов и расходов между ее звеньями, составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении Государственного бюджета и отчета о его исполнении; сборе налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные государственные целевые фонды с предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и населения; финансирования и кредитования; обязательного государственного имущественного и личного страхования, государственных ссудам и организации сберегательного дела; регулировании денежно-кредитной и валютной системы.

 

Однако не все денежные отношения, в которых участвуют органы государства с властными полномочиями, являются финансовыми. Часть из этих отношений регулируется другими отраслями права. Так, отношения Сбербанка (финансово-кредитного учреждения, участвующего в управлении финансово-кредитными отношениями) с населением по хранению свободных средств граждан регулируются гражданским правом. Учреждения банка, принявшего средства гражданина на хранение, используют их для формирования фонда кредитных ресурсов, т.е. на основе гражданско-правовых отношений, имеющих денежный характер, возникают финансовые правоотношения.

 

Нормами финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства, методы аккумуляции средств в государственных денежных фондов, виды обязательных платежей, используемых для формирования этих фондов, порядок получения и использования государственных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных предприятий, организаций, учреждений и т.д. Регулируя эту деятельность, государство, в свою очередь, также должна придерживаться правил и требований права. Иначе неизбежны коллизии надстройки и базиса, негативные последствия для общества и государства.

 

Таким образом, содержание предмета финансового права в процессе коренных преобразований и строительства украинского государства существенно изменился. С одной стороны, значительная часть финансовых отношений отошла от государственных в сферу частных финансов и стала регулироваться нормами гражданского права. Причем удельный вес этой части финансов в Украине в связи с приватизацией будет расти. Вследствие него значительно сократился размер государственного бюджета. Хотя это не означает, что государственные финансы исчезают. Пока остается общественная потребность в государстве - неизбежно будут существовать и государственные финансы как непременное условие выполнения ею своего назначения.

 

С другой стороны, в гражданском обществе, которое формируется в Украине, по сравнению с тоталитарным, что ему предшествовало, к сфере государственных финансов за счет обязательных платежей и взносов привлекаются и частные финансы, расширяя таким образом сферу влияния финансов государства. Одним из ярких свидетельств этого процесса стало возникновение в Украину всевозможных централизованных и децентрализованных внебюджетных фондов, к которым направляются обязательные отчисления. Это расширение предмета финансового права связано с динамикой финансовых отношений вообще, но в первую очередь - с их переходным характером в настоящее время.

 

Вторым признаком ответвления одной отрасли права от другой, как известно, является метод правового регулирования соответствующего вида общественных отношений. Основным методом финансово-правового регулирования здесь выступает метод властных предписаний. По своей структуре это органично целостная система непрерывного воздействия на участников финансово-правовых отношений в целях реализации ими своих функций.

 

Метод властных предписаний присущ и другим отраслям публичного права-конституционном, административном, уголовном.

 

Специфика метода властных предписаний в финансовом праве проявляется и в самом содержании конкретных правоотношений, в кругу органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию финансово-правовые властные предписания касаются: порядка и размеров взимания налогов, других обязательных платежей и взносов в бюджет, внебюджетных государственных централизованных и децентрализованных фондов; направлений использования государственных средств; порядка и размеров их использования и т.д. Такой метод способствует планомерному наполнению государственной казны, целевому распределению и использованию государственных финансовых ресурсов в соответствии с определенными государством приоритетами, разработанными программами и планами.

 

Метод властных предписаний реализуется и при формировании государством своих ресурсов за счет платежей добровольного характера - государственных займов, казначейских обязательств, лотерей и т.п.. Так, государство устанавливает условия проведения государственного внутреннего займа, выпуска государственных казначейских обязательств, проведения лотерей, которые не могут быть изменены по соглашению сторон и являются обязательными для субъектов, вступивших в эти отношения.

 

Ярко проявляются различия основного метода регулирования финансовоправових отношений и в перечне государственных органов, уполномоченных давать властные предписания субъектам финансовых отношений. В силу сложившегося во всех государствах распределения компетенции между государственными органами основную часть таких предписаний выдают органы, специально созданные для управления государственными финансами. Участники финансовых отношений, которым эти органы адресуют свои распоряжения, в подавляющем большинстве случаев находятся V взаимосвязи с этими органами и зависимые от них только по линии финансовой деятельности. Это не исключает правового регулирования финансовых отношений методом властных предписаний и по вертикали (например. Министерство образования Украины - университет). Но в целом для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование властных приписал именно в функциональных взаимосвязях с органами специального управления финансами государства.

 

Кроме метода властных предписаний, финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: метод субординации, метод согласования, метод рекомендации и т.д. В настоящее время они приобретают все большее применение. Где обусловлено усложнением общественных взаимосвязей, ростом уровня самостоятельности субъектов финансовых отношений. Например, в законодательстве Украины содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления имеют право вводить платежи на своей территории. Чаще всего эти методы применяются не как самостоятельные, а в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования - методом властных предписаний.

 

Таким образом, финансовое право - это самостоятельная отрасль публичного права, регулирующего общественные отношения в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов государства с целью обеспечения выполнения им своих задач и функций.

 

Финансовое право суверенной Украины еще окончательно не сформировалось. В нем, как и в самой украинскому государству, украинском обществе в целом, немало остатков прошлого (прежде всего чрезмерный фискальный уклон), основ настоящего (внутренняя несбалансированность, противоречивость норм, перерастает часто в взаимно исключения), ростки будущего (равенство субъектов объектов права всех форм собственности, усиления материальной ответственности за правонарушения в области финансов и прочее). Последнее пока проявляется преимущественно в форме направлений, тенденций в развитии финансового права Украины, нуждаются во всяческой их поддержки со стороны гражданского общества и правового государства.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии