Бюджетное устройство в Украине является соответствии со статьей 2 Закона Украины «О бюджетной системе Украины» бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета Украины, республиканского бюджета
Автономной Республики Крым и местных бюджетов. В финансово-правовой литературе существует однозначное определение бюджетной системы - это основанная на экономических отношениях, урегулированных правовыми нормами, совокупность видов бюджетов, которые существуют на территории государства.
Каждое государство имеет свою бюджетную систему и устанавливает принципы ее построения, с тем чтобы собственный бюджет имела само государство, его части (если это федерация) и все административно-территориальные единицы, т.е. бюджетное устройство в государстве определяется формой государственного устройства и включает в себя организацию бюджетной системы, принципы ее построения, полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их исполнительных органов. Статья 3 Закона Украины «О бюджетной системе Украины» установила: «Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство Украины определяется с учетом государственного и административно-территориального деления.
Бюджетно-правовые нормы устанавливают виды бюджетов, действующих на территории государства, место их в бюджетной системе, взаимосвязь между ними и принципы функционирования.
Бюджетное устройство зависит от государственного устройства. Украина - унитарное государство, в котором, согласно статье 7 Конституции, признается и гарантируется местное самоуправление, функционирование которого без собственных бюджетов невозможно. В связи с этим бюджетная система Украины состоит из двух уровней: государственного бюджета и республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов.
После провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года Украина изменила принцип построения государственного бюджета. Во времена вхождения Украины в Союз ССР государственный бюджет Украины объединял в себе республиканский бюджет, бюджеты областей и городов Киева и Севастополя, то есть представлял собой совокупность всех бюджетов.
Теперь, в соответствии со статьей 2 Закона Украины «О бюджетной системе Украины» совокупность всех бюджетов, входящих в состав бюджетной системы Украины, является сводным (консолидированным, как называют сведены бюджеты везде, в том числе и в России) бюджетом Украины.
Сводный бюджет не утверждается Верховной Радой Украины, а используется для анализа и определения основ государственного регулирования экономического и социального развития Украины.
Каждый из видов бюджетов, которые существуют в Украине, утверждается соответствующим органом местного самоуправления, но и в системе местных бюджетов Существуют сводные (консолидированные) бюджеты, которые объединяются сначала с бюджетом высшего уровня, а затем - в бюджет области, а бюджеты областей входят в сводный (консолидированный) бюджет Украины.
Сводного (консолидированного) бюджетами в Украине являются: Государственный бюджет, бюджет Автономной Республики Крым; бюджеты областей; бюджеты районов: бюджеты городов, имеющих районное деление.
Бюджет Автономной Республики Крым объединяет республиканский бюджет и бюджеты районов и городов республиканского подчинения Автономной Республики крыло. Хотя в бюджете Автономной Республики Крым является республиканский и местные бюджеты, это не делает бюджетную систему Украины трехуровневой, поскольку статья 134 Конституции Украины установила, что Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению. В статье 137 Конституции Украины, где закреплены вопросы, нормативно регулирует Автономная Республика Крым, бюджетно-финансовых вопросов нет.
В статье 2 Закона Украины «О бюджетной системе Украины» бюджет Автономной Республики Крым обособленно от местных бюджетов, но в научной литературе республиканский бюджет Автономной Республики Крым относят в местные бюджеты. Бюджет области объединяет областной бюджет и бюджеты районов и городов областного подчинения.
Бюджет района объединяет районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, поселковые и сельские бюджеты.
Из статьи 140 Конституции следует, что сельские, поселковые и городские советы осуществляют местное самоуправление, что невозможно без достаточной материальной и финансовой базы. Статья 142 Конституции устанавливает эту материальную и финансовую основу местного самоуправления, в том числе и доходы местных бюджетов.
Статья 61 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» четко установила, что органы местного самоуправления в селах, поселках, городах, районах в городах самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют соответствующие местные бюджеты. Это свидетельствует о том, что сельские, поселковые и городские бюджеты существуют.
Бюджет города, имеющего районное деление, объединяет городской бюджет и бюджеты районов, входящих в его состав. В случаях, когда городской, районной в городе совете административно подчинены другие города, поселка или сельские населенные пункты, бюджеты этих административно-территориальных образований объединяются соответственно в бюджете города или бюджете района в городе, советам которых эти населенные пункты подчинены. Бюджетное устройство в Украине основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины.
Бюджет утверждается не только в общей сумме доходов и расходов. В нем определяется, какие суммы поступают от какого источника дохода (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, плата (налог) за землю, государственная пошлина и т.п.), кому и сколько выделяется средств. Принцип специализации осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса посредством применения установленной в установленном порядке классификации доходов и расходов бюджета.
Закон Украины «О бюджетной системе Украины» определяет бюджетную классификацию как единое систематизированное, функциональное группирование доходов и расходов бюджета по однородным признакам, что обеспечивает общегосударственную и международную поривняльнисть бюджетных данных.
Структура бюджетной классификации разрабатывается Кабинетом Министров и утверждается Верховной Радой Украины.
С помощью бюджетной классификации в финансовых, налоговых органах, кредитных и бюджетных учреждениях осуществляется учет доходов и расходов, составляется отчетность об исполнении бюджетов. Именно бюджетная классификация помогает проводить действенный контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Назначение бюджетной классификации - обеспечить сопоставление показателей бюджетов всех уровней, т.е. государственного бюджета и местных бюджетов. Она используется на всех стадиях бюджетного процесса, а также при составлении органами исполнительной власти сводных (консолидированных) бюджетов. Бюджетная классификация Украины состоит из четырех разделов: 1. Доходы бюджета. Раздел II. Расходы бюджета. Раздел III. Финансирования бюджета. Разлет IV. Государственный долг.
Ведомственная структура расходов бюджетной классификации Украины утверждается Министерством финансов Украины по представлению соответствующих министерств и ведомств, по местным бюджетам - решениями соответствующих органов местного самоуправления. Однако нарушать принципы построения и единства бюджетной классификации нельзя, потому что Верховная Рада Украины утвердила новую структуру бюджетной классификации с целью создания единой информационной системы сведения государственных доходов и расходов на всех уровнях власти, обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных данных. Следует отметить, что бюджетная классификация едина как для доходов и расходов государственного бюджета, так и для местных, причем и для сводных (консолидированных) для всех уровней. Однако часть бюджетной классификации используется только для государственного бюджета. Так, в функциональной структуре расходов в главе 21 - Пополнение государственных запасов и резервов - подразделения Государственные запасы драгоценных металлов и камней. Государственный материальный резерв. Другие государственные запасы и резервы относятся к ведомственной классификации расходов государственного бюджета. Классификация источников внешнего финансирования дефицита или классификация структуры внешнего долга также используется для составления государственного бюджета.
В ходе исполнения бюджета на органы исполнительной власти возлагается обязанность по каждому источнику доходов и расходования бюджетных средств. Утверждение бюджета без специализации или применения недостаточной специализации могло бы привести к неограниченным действий распорядителей средств и сделало бы проведение действенного контроля за исполнением бюджета.