Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Система органов государственного финансового контроля в Украине находится на стадии формирования. Хотя основные ее элементы уже сложились и действуют, совершенствуя свою внутреннюю структуру и уточняя свое

место в общегосударственной системе контроля вообще. Как и в других государствах, финансовый контроль в Украине осуществляется органами законодательной власти, органами исполнительной власти, специальными органами государственного финансового контроля, а также негосударственными специализированными организациями.

 

Верховная Рада Украины в соответствии со статьей 85 Конституции Украины осуществляет финансовый контроль в ходе рассмотрения и утверждения Государственного бюджета Украины и отчетов о его исполнении, на специальных парламентских слушаниях Кабинета Министров Украины, именуемые «днями правительства», в ходе экспертиз и заслушиваний Программ деятельности правительства, обсуждение и принятие специального финансового законодательства, в значительном количестве других форм.

 

Парламентский контроль за расходованием государственных финансовых ресурсов органами и учреждениями исполнительной власти осуществляют также все постоянные комитеты Верховной Рады Украины, каждый в своей сфере. Кроме того, в Верховной Раде Украины есть два специализированных комитета: Комитет по бюджету и Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. Они осуществляют непрерывный парламентский контроль за состоянием и движением государственных финансов.

 

Особыми контрольными полномочиями наделена Счетная палата Верховной Рады Украины. Председатель, первый заместитель, заместитель, главные контролеры и секретарь Счетной палаты избираются на сессии Верховной Рады Украины тайным голосованием и считаются избранными на семь лет, если за это проголосовало большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Полномочия Счетной палаты распространяются на Верховную Раду Украины, органы исполнительной власти. Национальный банк Украины, Антимонопольного комитета, Фонд государственного имущества и другие органы государства, созданные в соответствии с действующим законодательством Украины.

 

Счетная палата имеет право контролировать местные государственные администрации, органы местного самоуправления, предприятия, банки, хозяйственные общества, союзы, ассоциации, независимо от форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства Государственного бюджета Украины или имеют долю государственной собственности в уставном фонде или используют объекты государственной собственности или управляют ими.

 

В процессе реализации задач, возложенных на Счетную палату, она обеспечивает данную систему контроля за исполнением бюджета и внебюджетных фондов, что предусматривает организацию и осуществление оперативного контроля за исполнением бюджета текущего года.

 

Счетная палата имеет право проведения комплексных ревизий и тематических проверок, анализировать и выяснять причины нарушений бюджетной дисциплины, готовить на Верховную Ралу Украины предложения по их устранению и совершенствованию бюджетного законодательства. В рамках регламента Счетной палаты главные контролеры - руководители департаментов самостоятельно решают все вопросы организации своей деятельности и несут полную ответственность за результаты своей работы.

 

Контрольные функции Президента Украины в сфере финансовой деятельности выплывают из его статуса как главы государства и главы исполнительной власти в Украине. Президент Украины непосредственно осуществляет свои контрольные функции, например когда он подписывает законы Украины о регулировании финансовой деятельности.

 

Кабинет Министров Украины осуществляет контроль за государственными финансами в ходе: непосредственной практической реализации финансовой политики Украины, государственной политики в области ценообразования и оплаты труда, составления и исполнения Государственного бюджета Украины и отчета о его исполнении, осуществление общегосударственных и межгосударственных экономических программ, создания и руководства деятельностью различных фондов и т.д. Вся ежедневная деятельность Кабинета Министров Украины неразрывно связана с управлением государственными финансами, а значит - и с контролем за их наиболее рациональным расходованием.

 

На местах финансовый контроль осуществляется Верховной Радой и Советом министров Автономной Республики Крым, другими региональными и местными органами самоуправления при рассмотрении проектов и утверждении соответствующих бюджетов и отчетов об их выполнении, при внесении в эти бюджеты изменений и коррективов в ходе их выполнения, при заслушивании информации и отчетов председателей постоянных комиссий о расходовании бюджетных ресурсов, руководителей других органов по вопросам финансовой деятельности.

 

Особая роль в осуществлении государственного финансового контроля принадлежит специализированным органам государственной власти по управлению финансами, для которых сама финансовая деятельность является основной. Как отмечалось выше, эти органы созданы специально для осуществления финансового управления и составляют собой внутренне единую подсистему финансово-кредитных органов.

 

Эта подсистема органов возглавляется Министерством финансов Украины. Министерство финансов Украины является центральным специализированным органом исполнительной власти по управлению финансами, а значит - и по контролю за движением и расходованием государственных финансовых ресурсов. Оно осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, за соблюдением учреждениями Национального банка и коммерческих банков правил кассового исполнения государственного бюджета по доходам. Кроме этого, Министерство финансов Украины устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении Государственного и местных бюджетов, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению бюджетов.

 

Министерство финансов Украины также осуществляет контроль за выпуском и обращением ценных бумаг, ведет общий реестр выпуска ценных бумаг в Украине, выдает разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг. Министерство финансов контролирует также хранение и эффективность использования закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями государственного имущества.

 

Региональные и местные финансовые органы контролируют использование средств, выделенных из вышестоящих бюджетов, эффективность использования средств, выделенных из внебюджетных фондов местных органов самоуправления, контролируют соблюдение требований законодательства об использовании средств, выделенных на оплату труда, содержание легковых автомобилей и служебные командировки; проверяют правильность проведения выплат и компенсаций за счет государственного и местного бюджетов.

 

В системе Министерства финансов Украины также специальные контрольные службы: Государственное казначейство Украины и Государственная контрольно-ревизионная служба в Украине.

 

Государственная Контрольно-ревизионная служба в Украине создана в соответствии с Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» вол 26 января 1993 и является системой органов государственной исполнительной власти. Государственная Контрольно-ревизионная служба в Украине состоит из Главного контрольно-ревизионного управления и контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных отделений и групп в районах, городах и районах в городах. Государственная Контрольно-ревизионная служба в Украине в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» и другими законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, декретами, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины , Положением о государственной контрольно-ревизионной службе в Украине от 5 июля 1993 года и приказами министра финансов.

 

Главной задачей Контрольно-ревизионной службы в Украине является осуществление государственного контроля за использованием средств и материальных ценностей, их хранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней или государственных валютных фондов.

 

Главное управление Контрольно-ревизионной службы возглавляет заместитель министра финансов - начальник Главного управления Контрольно-ревизионной службы, который назначается Кабинетом Министров Украины по предложению министра финансов Украины.

 

Решение Главного управления Контрольно-ревизионной службы Украины по вопросам уставной деятельности, принятые в рамках его компетенции, обязательны для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм их собственности.

 

В специальных органов государственного финансового контроля относится также Государственная пробирная палата Украины и подчиненные ей государственные межобластные инспекции, а также постоянные контроллеры на предприятиях по производству драгоценных металлов и обработке алмазов. их задачей является осуществление контроля за испытанием, производством, использованием, оборотом, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, выполнение операций с ценностями. Пробирном надзора подлежат все субъекты предпринимательства, независимо от форм собственности, а также граждане-предприниматели, осуществляющие вышеупомянутые виды деятельности.

 

Органы государственного пробирного надзора осуществляют испытания, контрольный анализ и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, как произведенных в Украине, так и ввезенных из-за границы для продажи; делают арбитражный контрольный анализ для определения содержания драгоценных металлов, регистрируют предприятия, учреждения и организации, а также граждан-предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными камнями, выполняют другие функции.

 

Специфический финансовый контроль осуществляется также Украинской государственной страховой коммерческой компанией, которая является правопреемником Главного управления государственного страхования Украины и его органов на местах. Правления Укргосстраха, Крымская автономная республиканская дирекция, областные. Киевская и Севастопольская городские дирекции, городские и районные отделения и филиалы обеспечивают соблюдение требований нормативных актов Украины о страховании, развитие страховых услуг, защита прав и интересов участников страховых отношений. Важное место в их функциях занимает предварительный контроль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на страховую деятельность. По результатам текущего и последующего финансового контроля они вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее, осуществляют учет и контроль страховых, инвестиционных и коммерческих операций, проводимых ими. Например, они проверяют, правильно и своевременно перечисляются на счета учреждений Укргосстраха суммы сборов по обязательному страхованию пассажиров, осуществляют другие операции. Декретом Кабинета Министров о страховании от 10 мая 1993 года страхования передано негосударственным страховочным обществам разных видов.

 

Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Национальный банк Украины. Прежде НБУ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов, представительств по всей территории Украины. Этот надзор направлен на обеспечение стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деятельности коммерческих банков. Содержание надзора определяется полномочиями, установленными НБЦУ Законом Украины «О банках и банковской деятельности».

 

Отдельные министерства и ведомства Украины осуществляют вневедомственный государственный финансовый контроль. Так, Министерство связи Украины контролирует соблюдение правил почтовых переводов и пересылки валютных ценностей через таможенную границу Украины. Государственный таможенный комитет Украины осуществляет контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины.

 

Имеет место и ведомственный финансовый контроль. Это контроль министерств, других органов государственного управления за деятельностью подведомственных предприятий, учреждений, организаций. Его осуществляют функционально самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств и ведомств, подчиненных непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под постоянным наблюдением Министерства финансов Украины. Не реже одного раза в год министерства и ведомства информируют о состоянии контрольно-ревизионной работы Кабинет Министров Украины.

 

Основными задачами ведомственного контроля являются: контроль за выполнением государственных заданий, экономическим расходованием материальных и финансовых ресурсов, хранением государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, борьба с приписками, бесхозяйственностью, расточительством и излишествами.

 

Основными формами ведомственного финансового контроля является ревизии и проверки. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они осуществляются в коммерческих организациях один раз в год, в других организациях и учреждениях-один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, участвовать в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

 

В рамках ведомственного контроля осуществляется повседневный, систематический внутрихозяйственный финансовый контроль, то есть контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым или финансово-плановым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и т. д.).

 

Контрольные функции в данном случае - необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Самые функции в повседневной финансовом контроле принадлежат главным (старшим) бухгалтерам предприятий, учреждений, организаций.

 

Согласно Положению о главных (старших) бухгалтеров они осуществляют бухгалтерский учет, проверки, ревизии, контролируют, правильно оформляется приемка и отпуск товарно-материальных ценностей, расходуется фонд заработной платы, устанавливаются должностные оклады, придерживается штатная, финансовая и кассовая дисциплина, как проводится инвентаризация денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетных и платежных обязательств, изъятие в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины, законно списываются с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и другие расходы.

 

Главный (старший) бухгалтер несет персональную ответственность наравне с руководителем за содержание и правильность оформления финансовых документов. Он наделен правом второй подписи документов, являющихся основанием зачисления на соответствующий счет или расходования денег и товарно-материальных ценностей. Кредитные и расчетные обязанности без подписи главного (старшего) бухгалтера недействительны. Главный (старший) бухгалтер не имеет права принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат действующему законодательству. В случае получения такого документа главный (старший) бухгалтер обязан в письменной форме обратить внимание руководителя на его незаконность и только после повторного письменного распоряжения руководителя выполнить его. В таком случае всю полноту ответственности за совершенные действия несет руководитель единолично. О таком своем решении он обязан срочно сообщить руководителю вышестоящего органа. В случае выяснения незаконных действий должностных лиц; (приписки, использование средств не по назначению и т.п.) главный бухгалтер обязан доложить об этом руководителю предприятия, учреждения, организации.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии