Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Понятие и функции государственного кредита Однако этих средств одном государстве в мире не хватает. Особенно острым становится дефицит финансовых ресурсов в переходные периоды, когда экономика страны

розбалансовуеться. В такие периоды государство активно прибегает также к методу мобилизации денежных и материальных средств у юридических и физических лиц, основанному на принципах добровольности, возвратности, видплатности и срочности. Этот вид финансовых правоотношений называется государственным кредитом.

 

Государственный кредит не следует отождествлять с банковским кредитом. В последнем случае ссудный фонд используется для кредитования предприятий, учреждений и организаций с целью обеспечения бесперебойного процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковский кредит могут получать юридические и физические лица. Основной отличительной чертой банковского кредитования хозяйствующих субъектов является продуктивное использование ссудного фонда. Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты займов за счет увеличения произведенной стоимости добавленного продукта. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения, как правило, выступают конкретные ценности - квартира, товары на складе, незавершенное строительство и т.д.

 

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение государства, превращаясь в ее дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, отражает часть финансовых отношений общества. При ссудам средств государством обеспечением кредита выступает все имущество, являющееся в его собственности, имущество соответствующей территориальной единицы или любой ее доход. Но это не настоящая, а мнимая залог. В действительности имущественное обеспечение кредитного соглашения со стороны заемщика средств - государства не указывается.

 

Государственный кредит является отношениями вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода. В объект отношений в области государственного кредита попадает только часть доходов и денежных фондов, которые сформировались на стадии первичного распределения. Чаще всего ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для бегущей потребления. социальных расходов предприятия, но под действием системы интересов, сложившихся в обществе, временно изъяты для других целей. В условиях тоталитарной системы управления подобное ограничение бегущей потребления может происходить, как это имело место в СССР, и в силу принуждения со стороны государства.

 

Объективная возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, которые получают юридические и физические лица. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, наследованием и т.д. Населению приходится сознательно ограничивать собственные потребности по необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения, для летнего отдыха или санаторно-курортного лечения. Вынужденные сбережения образуются и накапливаются у населения также и в связи с разбалансированностью экономики и появлением в силу этого товарного дефицита.

 

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий, учреждений и организаций. Большие временные разрывы между производством товаров и их реализацией могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться и в силу неравномерности осуществления крупных капиталовложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. Параллельно роста эффективности общественного производства будут увеличиваться и возможности привлечения средств предприятий, учреждений и организаций в сферу государственного кредита.

 

Вместе с этим формирование государственного кредита предполагает не только наличие государственной потребности в заемных средствах и временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, объективных экономических предпосылок их постоянного образования, но и правового закрепления возможности использования названных средств государством в качестве кредитных ресурсов. То есть для возникновения государственно-кредитных отношений необходимо еще одно условие - их правовое обеспечение.

 

Общественные отношения, возникающие в области государственного кредита, отмечаются сложным характером и регулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права. Это связано с тем, что государственный кредит, как явление общественной жизни, находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - и несет в себе родовые признаки как одних, так и других.

 

Как звено финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

 

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, от налогов. Как уже отмечалось выше, государственный кредит имеет добровольный характер, хотя иногда эта его черта нарушается. Если налоги движутся только в одном направлении - от плательщика в бюджет (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является возвратность и видплатнисть - через оговоренный заранее период времени внесена кредитором сумма возвращается ему с процентами.

 

То есть финансовые отношения в сфере государственного кредита, регулируемых финансовым правом, состоящих только по поводу формирования, функционирования и погашения государственного долга. Возникают эти отношения в процессе финансовой деятельности государства. Объектом данных правоотношений является подержание часть финансовых ресурсов государства.

 

Одним из субъектов государственно-кредитных правоотношений, как и во всех других финансовых правоотношений, всегда выступает государство в лице органов законодательной или исполнительной власти, а вторым участником этих правоотношений может быть любой субъект финансовых правоотношений. Государство в этом случае, чаще всего в лице правительства, выступает в качестве получателя заемных средств и стороны, на которую возлагается обязанность возвратить долг и уплатить проценты по нему. С другой стороны выступают владельцы заемных средств - юридические и физические лица - кредиторы.

 

Тем не менее все правоотношения в области государственного кредита отмечаются государственно-властным характером.

 

Несмотря на то, что государство в этих отношениях выступает заемщиком средств и поэтому является должником, она в одностороннем порядке устанавливает, а иногда и изменяет без согласия другой стороны уже установлены ранее условия государственного кредита: виды, срок, платность, основания изменения и прекращения этих отношений. Вступив добровольно в отношения по государственному кредиту, взяв на себя его условия, в дальнейшем юридические и физические лица обязаны выполнять все условия займа.

 

Как и во всех видах финансовых правоотношений, субъекты отношений в сфере государственного кредита неравноправные, поскольку основным методом регулирования этого вида отношений выступает метод государственно-властных предписаний. Денежные средства, собранные государством при государственном кредите, составляют государственный долг. Внутренний государственный долг является общей суммой задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченных по ним процентах.

 

Функция управления государственным внутренним долгом принадлежит государству. Пределы сроков действия правоотношений в сфере государственного кредита также в одностороннем порядке устанавливаются должником - государством.

 

Участие законодательных и исполнительных органов государственной власти различного уровня, а также финансовых и кредитных органов в правоотношениях по государственному кредиту и их роли в этом закреплены законодателем Украины. Статьей 85 Конституции Украины к исключительным полномочиям Верховной Рады Украины отнесены утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием.

 

Исключительно законами Украины, то есть опять же Верховной Радой Украины, определяются порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы.

 

Кабинет Министров Украины как орган, уполномоченный государством на Безносов-щие руководство хозяйственной жизнью в стране, в ходе всей своей непосредственной деятельности и особенно выполнения Государственного бюджета на конкретный год создает условия для уменьшения потребности государства в кредитах, а в ходе подготовки проекта Государственного бюджета на следующий год обосновывает необходимость государства в кредитных ресурсах, их целесообразную структуру. В случае оформления необходимости государства в кредитах - как правило, в Законе Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год - ссудные ресурсы привлекаются государством от имени правительства Украины.

 

Кроме Кабинета Министров Украины, субъектами государственно-кредитных отношений являются соответствующие органы власти Автономной Республики Крым и местного самоуправления

 

Согласно действующего законодательства Украины субъектами правоотношений в сфере государственного кредита также Министерство финансов Украины и Национальный банк Украины. В частности, Министерство финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины, осуществляет управление государственным внутренним долгом. На практике в настоящее время этим занимается структурное подразделение Министерства финансов Украины - Государственное казначейство Украины. По поручению Кабинета Министров Украины Министерство финансов Украины от его имени размешивает долговые обязательства правительства Украины и предоставляет гарантии от его имени. Национальный банк Украины обслуживает государственный внутренний долг Украины с помощью всей банковской системы страны путем осуществления операций по размещению облигаций внутренних государственных займов, других ценных бумаг, их погашению и выплате дохода по ним в виде процентов или в иной форме. Согласно пункту 3 статьи 8 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Национальный банк Украины покупает и продает ценные бумаги, которые выпускает государство.

 

Для финансирования расходов по размещению, рефинансированию, выплате дохода и погашению долговых обязательств правительство Украины в составе Государственного бюджета Украины создает фонд обслуживания государственного внутреннего долга Украины. В этот фонд, согласно статье 8 Закона Украины «О государственном внутреннем долге Украины», зачисляются в размере пятидесяти процентов средства, полученные от приватизации имущества государственных предприятий, а также от прочих поступлений.

 

В сфере государственного кредита возникают не только правоотношения непосредственно по поводу государственного долга (отношения между государством-заемщиком и ее кредиторами - юридическими и физическими лицами), но и правоотношения, опосредованные непосредственно функционированием государственного долга. К ним прежде всего относятся правоотношения между:

 

а) Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины по поводу получения и возврата кредитов на основании соответствующих статей Закона о Государственном бюджете Украины;

 

б) Министерством финансов Украины и Национальным банком Украины по поводу выработки условий о порядке управления государственным внутренним долгом Украины в соответствии со статьей 6 Закона Украины «О государственном внутреннем долге Украины»;

 

в) Верховной Радой Украины, правительством Украины и Национальным банком Украины по поводу перечислений средств ресурсов Государственного бюджета Украины на компенсацию расходов по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств согласно статье 8 Закона Украины «О государственном внутреннем долге Украины», а также соответствующих статей Закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год и другие правоотношения.

 

На общегосударственном уровне государственные займы, как правило, носят нецелевой характер. И наоборот, привлечение заемных средств на низших уровнях зачастую имеет ярко выраженную целевую направленность. Например, органы местного самоуправления в последнее время нередко размещают займы с целью мобилизации средств для строительства новой канализационной системы или расширения и модернизации старой канализационной системы, для строительства школы, больницы, объездной дороги, парка отдыха и т.д.

 

Таким образом, в формировании дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, учреждений, организаций проявляется одна сторона, или функция, отношений в сфере государственного кредита. Она в финансово-правовой литературе получила название фискальной функции государственного кредита. С помощью этой функции осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства.

 

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае продуктивного вложения мобилизованных капиталов построенный объект с началом его эксплуатации начинает приносить прибыль, за счет которого и погашается заем. Никакого роста налогового бремени в этом случае не происходит.

 

В случае непроизводительного использования мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, практически единственным цивилизованным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. В подобных случаях несравненно менее цивилизованный прием - денежная или кредитная эмиссия. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по ранее выпущенным государственным займам называется рефинансированием государственного долга.

 

Степень налогового бремени, переносится на другие поколения, зависит от срока, на который заимствовались средства, и от величины процента, под который они заимствовались. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждена государство направить на их погашение. Чем больше величина долга, тем значительнее доля средств, идущий на его обслуживание.

 

Второй функцией государственного кредита является регулирующая функция. Вступая в кредитные отношения, государство влияет на состояние кредитного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить необходимую ей финансовую политику.

 

Таким образом, с юридической точки зрения государственный кредит являются общественными отношениями, урегулированными правовыми нормами, по поводу аккумуляции государством временно свободных громовых средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и видплатности с целью покрытия бюджетного дефицита, регулирование денежного обращения и инвестирования.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии