Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Никакие правоотношения в области государственного кредита могут возникать и развиваться без соответствующего правового их оформления, без создания адекватной нормативной базы.

Прежде участие законодательных и исполнительных органов государственной власти, а также финансовых и кредитных органов в правоотношениях по государственному кредиту и их роли в этом закрепленные Конституцией Украины и действующим законодательством Украины. В частности, в Конституции Украины в общих чертах изложены компетенция и полномочия, принципы деятельности в области государственного кредита Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Министерства финансов Украины и Национального банка Украины.

 

Более предметное и детально компетенция и полномочия субъектов правоотношений в области государственного кредита изложены в специально предназначенных для регулирования этих отношений Законах Украины, в других актах органов власти и управления. Одним из первых таких актов суверенного украинского государства стал Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991 г. В нем были определены условия и порядок выпуска ценных бумаг, в том числе и государственных, а также правила их обращения.

 

В Законе Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» дано толкование самой категории «ценные бумаги», раскрыты виды ценных бумаг и понятие эмитенту ценных бумаг, приведены основные характеристики акций, облигаций внутренних государственных и местных займов, казначейских обязательств государства, сберегательных сертификатов и векселей. В статье 1 данного закона определен порядок обращения всех ценных бумаг, как выпущенных в Украине, так и выпущенных еще правительством СССР и правительствами других советских республик, но расположены в Украине.

 

В статье 11 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» отмечается, что решение о выпуске облигаций внутренних государственных и местных займов принимаются соответственно Кабинетом Министров Украины и местными органами самоуправления. В решении обязательно должны быть определены эмитент, условия выпуска и порядок размещения облигаций. В соответствии со статьей 14 данного закона средства, полученные от реализации облигаций внутренних государственных и местных займов, направляются соответственно в государственный и местный бюджеты, во внебюджетные фонды органов местного самоуправления.

 

В статьях 15, 16 и 17 данного закона детально регламентированы казначейские обязательства государства. Законодатель прежде подчеркивает, что казначейские обязательства - вид ценных бумаг на предъявителя и располагаются они исключительно на добровольных началах среди населения, свидетельствуют о внесении их владельцами денежных средств в бюджет и дают право для получения дохода. Казначейские обязательства бывают долгосрочными - со сроком погашения от 5 до 10 лет, среднесрочными - со сроком погашения от 1 до 5 лет и краткосрочными - со сроком погашения до 1 года.

 

Решение о выпуске долгосрочных и среднесрочных казначейских обязательств принимает Кабинет Министров Украины. Решение о выпуске краткосрочных казначейских обязательств принимает Министерство финансов Украины. В решении о выпуске казначейских обязательств определяются условия их выпуска. Порядок определения реализационной цены казначейских обязательств устанавливается Министерством финансов Украины, учитывая прежде всего при их приобретении. Средства от реализации казначейских обязательств направляются на покрытие текущих расходов государственного бюджета. Выплата доходов по казначейским обязательствам и их погашение осуществляются в соответствии с условиями их выпуска.

 

Порядок регистрации выпуска облигаций предприятий и акций, информации об их выпуске, в соответствии со статьей 22 данного закона, также определяются Кабинетом Министров Украины или по его поручению Министерством финансов Украины. При этом орган, который регистрирует выпуск ценных бумаг и информацию о выпуске ценных бумаг - Государственная комиссия Украины по ценным бумагам и фондовому рынку - обязан проверить соответствие поданных эмитентом документов требованиям законодательства Украины.

 

В случае выявления недостоверных данных в опубликованной информации о выпуске акций и облигаций предприятий Государственная комиссия Украины по ценным бумагам и фондовому рынку наделена законодателем правом приостанавливать их размещения до тех пор, пока эмитент ценных бумаг не внесет в них соответствующие изменения.

 

Регистрация выпуска ценных бумаг и информации о ценных бумагах, которая проводится в соответствии с требованиями закона органами государства, не является государственной гарантией стоимости этих ценных бумаг. Общий реестр выпуска ценных бумаг осуществляется Министерством финансов Украины. Информация о выпуске облигаций предприятий и акций, предлагаемых для открытой реализации, кроме регистрации, подлежит также обязательному опубликованию в органах прессы Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины, а также в официальном издании фондовой биржи не позднее 10 дней до начала подписки на эти ценные бумаги.

 

В статьях 38-41 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» изложены принципы государственного контроля за выпуском и оборотом ценных бумаг. В частности, субъектами этого контроля определены Министерство финансов Украины и местные финансовые органы. Министром финансов Украины назначаются государственные представители на фондовой бирже. Они уполномочены осуществлять контроль за соблюдением положений Устава и Правил фондовой биржи наделены правом участвовать в работе руководящих органов фондовой биржи.

 

Законодатель предусмотрел также в данном законе санкции, которые могут применяться финансовыми органами в данной сфере деятельности. В частности, за уклонение от условий, определенных в разрешениях на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, а также в Уставе и Правилах фондовой биржи, органами финансового контроля могут применяться следующие санкции: а) выноситься предупреждение б) останавливаться на срок до одного года подписка и продажа ценных бумаг в) останавливаться на определенный срок заключения соглашений по отдельным видам деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг; г) аннулируется разрешения, выданные на ведение деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг в случае повторного применения санкций, предусмотренных пунктами «а -в »статьи 39 Закона Украины« О ценных бумагах и фондовой бирже ». Министерство финансов Украины может приостанавливать деятельность фондовой биржи в случае нарушения им уставной деятельности и требовать приведения ее в соответствие с Уставом и Правилами фондовой биржи. Правовые основы государственного регулирования рынка ценных бумаг и государственного контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и их производных в Украине определяет также Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине». В частности, в статье 1 данного закона указано, что государственное регулирование рынка ценных бумаг - это осуществление государством комплексных мероприятий по упорядочению, контроля, надзора за рынком ценных бумаг и их производных и предотвращение злоупотреблений и нарушений в этой сфере.

 

В соответствии с законом, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется с целью:

 

- Реализации единой государственной политики в сфере выпуска и обращения ценных бумаг и их производных;

 

- Создание условий для эффективной мобилизации и размещения участниками рынка ценных бумаг финансовых ресурсов с учетом интересов общества;

 

- Получение участниками рынка ценных бумаг информации об условиях выпуска и обращения ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, объемы и характер сделок с ценными бумагами и другой информации, влияет на формирование цен на рынке ценных бумаг;

 

- Обеспечение равных возможностей для доступа эмитентов, инвесторов и посредников на рынке ценных бумаг;

 

- Гарантирование прав собственности на ценные бумаги, защиты прав участников фондового рынка;

 

- Интеграции в европейское и мировой фондовые рынки;

 

- Соблюдение участниками рынка ценных бумаг требований актов законодательства;

 

- Предотвращение монополизации и создание условий развития добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг;

 

- Контроля за прозрачностью и открытостью рынка ценных бумаг.

 

Государственное регулирование рынка ценных бумаг, в соответствии с законом, осуществляется в следующих формах:

 

- Принятие актов законодательства по вопросам деятельности участников рынка ценных бумаг;

 

- Регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, прав и обязанностей участников рынка ценных бумаг;

 

- Выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и обеспечения контроля за такой деятельностью;

 

- Запреты и остановка на определенный срок (до одного года) профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае отсутствия специального разрешения (лицензии) на эту деятельность и привлечение к ответственности за осуществление такой деятельности согласно действующему законодательству;

 

- Регистрации выпуска (эмиссии) ценных бумаг и информации о выпуске (эмиссии) ценных бумаг;

 

- Контроля за соблюдением эмитентами порядка регистрации выпуска ценных бумаг и информации о выпуске ценных бумаг, условий продажи (размещение) ценных бумаг, предусмотренных такой информацией;

 

- Создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами ценных бумаг и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

 

- Контроль за достоверностью информации, предоставляемой эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, контролирующим органам;

 

- Установление правил и стандартов осуществления операций на рынке ценных бумаг и контроля за их соблюдением;

 

- Контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;

 

- Контроля за системами ценообразования на рынке ценных бумаг;

 

- Контроля за деятельностью лиц, которые обслуживают выпуск и обращение ценных бумаг;

 

- Проведение других мероприятий по государственному регулированию контроля за выпуском и обращением ценных бумаг.

 

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, является государственным органом, подчиненным Президенту Украины и подотчетным Верховной Раде Украины. К системе этого органа входят Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, ее центральный аппарат и территориальные органы.

 

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку образуется в составе председателя комиссии и шести членов комиссии. Председатель комиссии и ее члены назначаются и освобождаются Президентом Украины по согласованию с Верховной Радой Украины.

 

Председатель и члены Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку имеют право без специальных разрешений представлять комиссию в суде или арбитражном суде. Срок полномочий председателя комиссии и членов комиссии - семь лет. Одно и то же лицо не может быть членом комиссии больше двух сроков подряд. Увольнение главы комиссии и членов комиссии в течение срока полномочий может иметь место только по собственному желанию, а также в случае совершения преступления или в связи с невозможностью исполнения обязанностей по состоянию здоровья.

 

Основной формой работы комиссии являются заседания, которые проводятся по решению председателя комиссии в случае необходимости, но не реже одного раза в месяц. Положения о Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку утверждается Президентом Украины. При Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку создается Консультационно-экспертный совет, другие органы и учреждения.

 

Специальным законом, регулирующим отношения в области государственного кредита в Украине, является Закон Украины «О государственном внутреннем долге Украины» от 16 сентября 1992 года. Прежде всего он дает определение государственного долга. Государственным внутренним долгом Украины, согласно статье 1 этого закона, являются срочные долговые обязательства правительства Украины в денежной форме. Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности.

 

Закон определяет состав государственного внутреннего долга Украины. К нему относятся займы правительства Украины и займы, осуществленные под гарантию Кабинета Министров Украины для обеспечения финансирования общегосударственных программ. Государственный внутренний долг Украины состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, которая только появляется по долговым обязательствам правительства Украины.

 

К долговым обязательствам правительства Украины закон относит выпущенные правительством ценные бумаги, другие обязательства в денежной форме, гарантированные правительством Украины, а также полученные им кредиты. В состав долговых обязательств правительства Украины также включается часть долговых обязательств правительства Советского Союза, взята на себя правительством Украины в установленном законом порядке.

 

В законе определяются также виды и формы государственного долга Украины. Так, согласно этому закону, долговые обязательства правительства Украины выступают в виде облигаций внутренних государственных займов и казначейских обязательств Украины. В отдельных случаях закон допускает и иные формы правительственных долговых обязательств. Характер и условия таких обязательств в каждом конкретном случае определяются правительством Украины по согласованию с Национальным банком Украины. Условия и порядок выпуска государственных ценных бумаг и регулирование их обращения, как уже отмечалось выше, определяются на основании Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже».

 

Закон Украины «О государственном внутреннем долге Украины» определяет основы управления и обслуживания государственного внутреннего займа. В соответствии с законом, управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины. Размещение долговых обязательств правительства Украины и предоставление гарантий от имени правительства Украины осуществляется по его поручению Министерством финансов Украины. Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структура, источники и сроки погашения устанавливаются Верховной Радой Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год.

 

Обслуживание государственного внутреннего долга Украины - это осуществление операций по размещению облигаций внутренних государственных займов, других ценных бумаг, их погашению и выплате доходов по ним в виде процентов или в иной форме. Оно осуществляется Министерством финансов Украины через банковскую систему Украины.

 

Для финансирования расходов по размещению, рефинансированию, выплате дохода и погашению долговых обязательств правительства Украины в составе Государственного бюджета Украины создается фонд обслуживания государственного внутреннего долга Украины. В этот фонд зачисляются средства в размере пятьдесят процентов, полученные от приватизации имущества государственных предприятий, а также от других доходов государства.

 

Министерство финансов Украины обязано ежегодно публиковать в общедоступном издании сведения о состоянии государственного внутреннего долга Украины.

 

Важным нормативным источником, регулирующим отношения в области государственного кредита, являются ежегодные законы о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. В этих законах прежде всего определяются допустимые размеры государственного внутреннего и внешнего долга и их структура, источники и условия их погашения, закладываются следующие принципы финансовой политики государства, которые в совокупности минимизировали расходы государственного бюджета и, соответственно, необходимость в государственных займах.

 

Отдельные отношения в области государственного кредита регламентируются правовыми нормами, изложенными в Законах Украины «О Национальном банке Украины», «О банках и банковской деятельности», «О бюджетной системе Украины», «О Государственной налоговой службе в Украине» и в ряде других законов.

 

Большой массив отношений в области государственного кредита регламентируется правовыми нормами, содержащимися в указах Президента Украины. В частности, Указом Президента Украины от 28 февраля 1992 прежде были определены судьба и правовой статус той части внутреннего государственного займа правительства СССР 1982 г., которая оказалась размещенной в Украине. Этим Указом Кабинет Министров Украины обязался выступить правопреемником обязательств бывшей советского государства в части, имеющей прямое отношение к гражданам Украины по облигациям этого займа. Указом дальнейшая покупка и продажа облигаций этого займа прекращены. Время было продолжена выплата выигрышей по облигациям, вышедших в тираж, которые проводились до конца 1991 года.

 

Указом Президента Украины «О электронном обращении ценных бумаг и Национальный депозитарий» от 25 мая 1994 г. было открыто путь современным мировым технологиям в этой сфере деятельности. В частности, с целью ускорения и упрощения обращения ценных бумаг было установлено, что ценные бумаги в Украине наряду с традиционной формой могут выпускаться также в виде записей на счетах и в связи с этим была введена система электронного обращения ценных бумаг. На основании этого указа был создан Национальный депозитарий для обслуживания электронного обращения ценных бумаг. Он был создан на основе Центрального депозитария ценных бумаг при Украинской фондовой бирже.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии