Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Правосудие - (с латинского языка юстиция) это установленный порядок рассмотрения и разрешения судами конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства,

осуществляется в особой процессуальной форме. Каждая из данных форм регулируется своими отдельными законами, которые устанавливают специальные способы и средства, с помощью которых достигается цели и решаются задачи, стоящие перед судебной властью.

 

Правосудию присущи определенные особенности, в свою очередь отличает его от других форм государственной деятельности. А именно:

 

1) решение особой категории вопросов государственной и общественной деятельности, не может рассмотреть никакой орган власти;

 

2) осуществление правосудия производится с соблюдением особой процедуры, регламентированной Конституцией Украины;

 

3) правосудия возложены исключительно на суды;

 

4) судам свойственна особая самостоятельность при рассмотрении дел и между ними нет установленных отношений любой подчиненности;

 

5) суд принимает решения от имени государства Украина. Это придает данному решению силу закона, обязательность исполнения для всех, кому они адресованы.

 

Правосудия и правоохранительная деятельность неразрывно связаны между собой.

 

Функции правосудия и правоохранительной деятельности во многом совпадают. Основным из их задач является обеспечение состояния законности в государстве, недопущение нарушений закона с целью утверждения Украины как правового государства. Правоохранительные органы осуществляют, в основном, превентивную правозащитную деятельность. Если же преступление все же совершено, то задачей правоохранительных органов является раскрыть преступление, выявить преступника и передать его в органы правосудия. Органы правосудия, в свою очередь, должны осуществить правосудие, т.е. определить меры для перевоспитания преступника и определить справедливое наказание согласно закону.

 

Органы правосудия отличаются от правоохранительных органов тем, что правосудие имеет особый статус и осуществляется только определенным в Конституции органом - судом. В правоохранительных органах существует подчинения нищестоящих органов вышестоящим. Хотя стоит отметить, что правоохранительные органы и органы правосудия являются составляющими единой государственной системы, которая призвана обеспечить защиту прав и свобод человека - высшей социальной ценности в нашем государстве.

 

Правосудие отправляется в трех формах:

 

1) судьей единолично;

 

2) коллегиально.

 

3) судом присяжных.

 

Уголовные дела рассматриваются в суде первой инстанции единолично судьей, который выносит решение именем Украины. Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 10 лет, рассматриваются в суде первой инстанции коллегиально тремя судьями, если подсудимый заявил ходатайство о таком рассмотрении.

 

Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрена возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, в суде первой инстанции рассматриваются судом в составе трех судей и трех народных заседателей.

 

Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется судами в составе трех судей, а в порядке судебного надзора - в составе не менее трех судей.

 

Конституцией Украины каждому человеку гарантировано право обратиться в суд для защиты своих конституционных прав и свобод. Конституция имеет высшую юридическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия. Это обязывает суды при рассмотрении конкретных дел руководствоваться прежде нормами Конституции Украины.

 

С целью правильного применения норм Конституции при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Украины издал Постановление № 9 от 01.11.96 "О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия". В этом Постановлении Пленум дал судам следующие разъяснения:

 

1. Согласно ст.8 Конституции в Украине признается и действует принцип верховенства закона. Конституционные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют цели и содержание законов и других нормативно-правовых актов, содержание и направленность деятельности органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются защитой правосудия.

 

Исходя из указанного принципа и обеспечения Конституцией судебной защиты конституционных прав и свобод, судебная деятельность должна быть направлена на защиту этих прав и свобод от любых посягательств путем обеспечения своевременного и качественного рассмотрения конкретных дел. При этом следует иметь в виду, что согласно ст.22 Конституции закреплены в ней права и свободы человека и гражданина являются неисчерпаемыми.

 

2. Поскольку Конституция Украины, как указано в ее ст.8, имеет высшую юридическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия, суды при рассмотрении конкретных дел должны оценивать содержание любого закона или другого нормативно-правового акта с точки зрения его соответствия Конституции и во всех необходимых случаях применять Конституцию как акт прямого действия. Судебные решения должны основываться на Конституции, а также на действующем законодательстве, которое не противоречит ей.

 

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Украины применен закон или закон, который подлежит применению в конкретном деле, суд по ходатайству участников процесса или по собственной инициативе приостанавливает рассмотрение дела и обращается с мотивированным определением (постановлением) в Верховный Суд Украины, согласно ст.150 Конституции может ставить перед Конституционным Судом Украины вопрос о соответствии Конституции законов и других нормативно-правовых актов. Такое решение может принять суд первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.

 

Суд непосредственно применяет Конституцию в случае:

 

1) когда из содержания норм Конституции не вытекает необходимость дополнительной регламентации ее положений законом;

 

2) когда закон, который действовал до вступления в силу Конституции или принятый после этого, противоречит ей;

 

3) когда правоотношения, которые рассматриваются судом, законом Украины не урегулированы, а нормативно-правовой акт, принятый Верховной Радой и Советом министров Автономной Республики Крым, противоречит Конституции Украины;

 

4) когда указы Президента Украины, которые вследствие их нормативно-правового характера подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, противоречат Конституции Украины.

 

Если из содержания конституционной нормы вытекает необходимость дополнительной регламентации ее положений законом, суд при рассмотрении дела должен применить только тот закон, который основывается на Конституции и не противоречит ей.

 

Следует иметь в виду, что суд не может, применив Конституцию как акт прямого действия, признать неконституционными законы или правовые акты, перечисленные в ст.150 Конституции, поскольку это отнесено к исключительной компетенции Конституционного Суда Украины.

 

Вместе с тем суд может на основании ст.144 Конституции признать не соответствующими Конституции или законам Украины, решения органов местного самоуправления, а на основании ст.124 Конституции - акты органов государственной исполнительной власти: министерств, ведомств, местных государственных администраций и т.д.. Обращение в Конституционный Суд Украины в таком случае не требуется.

 

Исходя из положения ст.9 Конституции Украины о том, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины, суд не может применить закон, который регулирует правоотношения, которые рассматриваются иначе как международный договор. В то же время международные договоры применяются, если они не противоречат Конституции Украины. Судам необходимо исходить из того, что нормативно-правовые акты любого государственного или другого органа (акты Президента Украины, постановления Верховной Рады Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым или решение Совета министров Автономной Республики Крым, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, приказы руководителей предприятий, учреждений и организаций и т.п.) подлежат оценке на соответствие как Конституции, так и закону.

 

Если при рассмотрении дела будет установлено, что нормативно-правовой акт, который подлежал применению, не отвечает или противоречит закону, суд обязан применить закон, регулирующий эти правоотношения.

 

Согласно ч.2 ст.6 Конституции органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.

 

Законы и другие нормативные акты, принятые до вступления в силу Конституции, являются действующими в части, не противоречащей ей (ст.1 раздела ХУ Конституции). В связи с этим при рассмотрении дела суд может на основании Постановления Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 г. "О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР" применить нормативные акты бывшего Союза ССР, которые не противоречат Конституции и законам Украина.

 

Обратить внимание судов на то, что согласно ч.2 ст.57 Конституции не такими, вступившие в законную силу, а следовательно, не могут применяться те законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведены до сведения населения в установленном законом порядке. Это означает, что судебное решение не может основываться на не обнародованных нормативно-правовых актах такого содержания.

 

С учетом конституционного положения о том, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами, юрисдикция которых распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве (ст. 124 Конституции), судам подведомственны все споры о защите прав и свобод граждан. Суд не вправе отказать лицу в принятии искового заявления или жалобы только на том основании, что его требования могут быть рассмотрены в предусмотренном законом досудебном порядке.

 

Статьей 55 Конституции каждому человеку гарантировано право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных и служебных лиц, а потому суд не должен отказывать лицу в принятии или рассмотрении жалобы по основаниям, предусмотренным законом, это право ограничивает .

 

Согласно ст.10 Конституции государственным языком в Украине является украинский язык, всестороннее развитие и функционирование которой во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины обеспечивается государством. Исходя из этого конституционного положения судопроизводство в Украине должно осуществляться на украинском языке. На выполнение ч.4 ст.10 Конституции суд по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении дела, обязан применять при производстве судопроизводства и другой язык в порядке, определенном законом (например, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным кодексами).

 

Суд строго соблюдать требования ч.3 ст.19 УПК о том, что следователи и судебные документы в соответствии с установленным настоящим Кодексом порядке, вручаются обвиняемому в переводе на его родной язык или другой язык, которым он владеет.

 

Конституционные положения о законности судопроизводства и равенство всех участников процесса перед законом и судом (ст.129 Конституции) обязывают суд обеспечить всем им равные возможности предоставления и исследования доказательств, заявление ходатайств и осуществления других процессуальных прав.

 

При разрешении гражданских дел суд должен исходить из представленных сторонами доказательств. Наряду с этим он может предложить истцу или ответчику представить дополнительные доказательства, а в случае, когда стороны не в состоянии их собрать, а без них правильно решить дело невозможно, по ходатайству сторон суд сам может истребовать такие доказательства.

 

При рассмотрении трудовых споров судам следует иметь в виду, что ч.3 ст.43 Конституции использование принудительного труда запрещено. В связи с этим не могут применяться как такие, которые противоречат Конституции, правила статей 32, 33, 34 КЗоТ, ведомственных положений или уставов о дисциплине и т.п., которые предусматривают возможность временного перевода работника без его согласия на другую работу в порядке дисциплинарного взыскания, в случае производственной необходимости или простоя, а также возможность выполнения им работы, не предусмотренной трудовым договором. Не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) служба, а также работа, выполняемая лицом или служба, которую она несет по приговору или иному решению суда либо в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном положении.

 

Согласно ст.39 Конституции граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, заблаговременно извещая о них органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

 

Дела об ограничении этого права рассматриваются судами в порядке, установленном для дел, возникающих из административно-правовых отношений.

 

Тем, кто работает, Конституция гарантирует право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок осуществления этого права устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других людей. Никто не может быть принужден к участию или неучастию в забастовке (ст. 44 Конституции).

 

Решение о признании забастовки незаконной принимается судом на основании Конституции и действующего законодательства. Забастовка должна признаваться незаконным, например, когда работающие добиваются таким образом политических целей или когда им создается угроза жизни и здоровью, правам и свободам других людей, или когда он организуется или осуществляется в государственных органах, на предприятиях и в организациях, на которые возложено обеспечение обороноспособности, правопорядка и безопасности страны, на непрерывно действующих производствах, приостановка которых связана с тяжелыми или опасными последствиями.

 

За принуждение к участию или неучастию в забастовке виновные лица несут ответственность в установленном законом порядке.

 

С учетом конституционного положения о том, что никто не может быть принудительно лишен жилья иначе как на основании закона по решению суда (ст.47 Конституции), судам следует при решении жилищных споров исходить из недопустимости выселения в административном порядке с санкции прокурора лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом.

 

При рассмотрении споров о праве пользования жилым помещением необходимо учитывать, что ст.33 Конституции гарантирует каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, свободу передвижения и свободный выбор места жительства. Это означает, что наличие или отсутствие прописки сами по себе не могут быть основанием для признания права пользования жилым помещением за лицом, там проживала или вселилась туда как член семьи нанимателя (собственника) помещения или для отказа ему в этом.

 

Суды должны строго соблюдать предусмотренного ст.56 Конституции права лица на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

 

Материальная и моральный вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается государством в соответствии с ст.62 Конституции лишь безосновательно осужденному лицу в случае отмены приговора как неправосудного.

 

Разрешая споры, вытекающие из права частной собственности граждан, суды должны исходить из положений ст.41 Конституции о том, что это право является нерушимым и никто не может быть противоправно его лишен. Принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости на основании и в порядке, которые установлены законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости (кроме условий военного или чрезвычайного положения, когда невозможно следующее возмещения) .

 

Судам необходимо иметь в виду, что согласно ч.6 ст.41 Конституции конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом. В связи с этим дела об административных правонарушениях, за совершение которых законом предусмотрена конфискация частного имущества лица, должны рассматриваться только судами.

 

При рассмотрении уголовных дел должен строго соблюдать закреплен в ч.1 ст.62 Конституции принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу. При этом недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности.

 

Обратить внимание судов на то, что согласно ч.3 данной статьи все сомнения относительно доказанности вины лица толкуются в пользу последней.

 

Статьей 129 Конституции с принципами судопроизводства отнесены состязательность сторон, обеспечение доказанности вины и поддержания в суде государственного обвинения, которое согласно ст.121 Конституции возлагается на прокуратуру. Исходя из этого, при предании лица в суд, следует во всех делах, поступивших в суд с обвинительным заключением, признавать обязательным на основании п.1 ст.253 УПК участие в судебном заседании прокурора.

 


Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии