Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Контроль за соответствием законов и других правовых актов Конституции, толкование его отдельных положений обусловливает создание компетентного и авторитетного органа, который функционировал бы самостоятельно и независимо от каких-либо властных структур и способствовал полноценной деятельности правового государства.

 

 

Одним из основных звеньев в системе судебной власти в Украине является Конституционный Суд. Такие суды действуют в большинстве стран Европы. Конституцией Украины предусматривается создания и функционирования Конституционного Суда Украины.

 

Конституционный Суд - это отдельный, независимый от судов общей юрисдикции, - единственный в Украине орган конституционной юрисдикции. Он не может быть кассационной, апелляционной или надзорной инстанцией для судей общей юрисдикции. Это означает, что к нему нельзя обращаться с жалобами на необоснованность решений или приговоров, вынесенных этими судами.

 

В ст. 147 сказано: "Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине". Он решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины. Решение, принятое Конституционным Судом Украины, считается окончательным и подлежит обязательному исполнению. Отсюда вытекает и одна из основных задач Конституционного Суда Украины - гарантирование верховенства Конституции как Основного Закона государства. Ранее контроль за соответствием законов Конституции был прерогативой Верховной Рады Украины, исходя из того, что наделение любого другого органа правами проверки законов на соответствие их Конституции ограничивал бы полновластие, унижал бы ее роль и значение как высшего представительного органа. Только в 1989 году было образовано не известный ранее структуре орган - Комитет конституционного надзора, но за ним не признавалось главного права контрольного органа - отмена неконституционных правовых актов. Конституционный Суд Украины как самостоятельную структуру было предусмотрено Конституцией Украинской ССР в октябре 1990 года, но фактически он не начал функционировать. Согласно "Переходные положения" Конституции Конституционный Суд Украины должен быть сформирован в течение трех месяцев после вступления в силу. Статус Конституционного Суда Украины определяется Конституцией Украины (ст.147-153) и Законом Украины "О Конституционном Суде Украины" (далее-Закон) от 16.10.1996 г. Конституционный Суд Украины - единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.

 

Задачей Конституционного Суда Украины является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.

 

Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправия судей, гласности, полноты и всесторонности рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.

 

Конституционный Суд Украины состоит из восемнадцати судей Конституционного Суда Украины. Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины.

 

Судья Конституционного Суда Украины назначается сроком на девять лет без права быть назначенным повторно.

 

Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения по делам относительно:

 

1) конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

 

2) соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность;

 

3) соблюдение конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента в пределах, определенных статьями 111 и 151 Конституции Украины;

 

4) официального толкования Конституции и законов Украины.

 

К полномочиям Конституционного Суда Украины не относятся вопросы относительно законности актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, а также другие вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции.

 

Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг сорока лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее десяти лет, владеющий государственным языком и проживающий в Украине в течение последних двадцати лет.

 

Существуют определенные ограничения для лиц, претендующих на должности судьи Конституционного Суда. Судьи Конституционного Суда Украины не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, иметь представительский мандат, принимать участие в любой политической деятельности, занимать другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

 

Судья Конституционного Суда Украины при вступлении в должность приносит присягу.

 

Полномочия судьи Конституционного Суда Украины и его конституционные права и свободы не могут быть ограничены при введении военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях.

 

Председатель Конституционного Суда Украины избирается на специальном пленарном заседании Конституционного Суда Украины из состава судей Конституционного Суда Украины только на один трехлетний срок тайным голосованием путем подачи бюллетеней с любым числом кандидатур, предложенных судьями Конституционного Суда Украины. В бюллетене может быть оставлено не более одной кандидатуры.

 

Председатель Конституционного Суда Украины возглавляет Конституционный Суд Украины и организует его деятельность. К полномочиям Председателя Конституционного Суда Украины относится:

 

1) организация работы коллегий судей Конституционного Суда Украины, комиссий и Секретариата Конституционного Суда Украины;

 

2) созыв и проведение заседаний, пленарных заседаний Конституционного Суда Украины;

 

3) распоряжения бюджетными средствами на содержание и обеспечение деятельности Конституционного Суда Украины в соответствии со сметой, утвержденной Конституционным Судом Украины;

 

4) осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом и актами Конституционного Суда Украины, регламентирующие организацию его внутренней работы.

 

5) Председатель Конституционного Суда Украины имеет двух заместителей Председателя Конституционного Суда Украины.

 

Заместители Председателя Конституционного Суда Украины выполняют по поручению Председателя Конституционного Суда Украины отдельные его полномочия. В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда Украины или невозможности осуществления им своих полномочий его обязанности исполняет заместитель, который является старшим по возрасту.

 

Полномочия судьи Конституционного Суда Украины прекращаются в случае:

 

1) истечения срока назначения;

 

2) достижения судьей шестидесятипятилетнего возраста;

 

3) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья;

 

4) нарушения судьей требований, предусмотренных частью второй статьи 16 Закона;

 

5) нарушением судьей присяги;

 

6) вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него;

 

7) прекращения его гражданства;

 

8) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

 

9) подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию.

 

Судья Конституционного Суда Украины имеет научного консультанта и помощника.

 

Судьи Конституционного Суда Украины при осуществлении своих полномочий являются независимыми и подчиняются только Конституции Украины и руководствуются Законом, другими законами Украины, кроме законов или их отдельных положений, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины.

 

Лицо судьи Конституционного Суда Украины является неприкосновенной. Судья Конституционного Суда Украины не может быть задержан или арестован без согласия Верховной Рады Украины до вынесения обвинительного приговора судом. Судьи Конституционного Суда Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в Конституционном Суде Украины и в его коллегиях, за исключением ответственности за оскорбление или клевету при рассмотрении дел, принятии решений и дачи заключений Конституционным Судом Украины.

 

Судьи Конституционного Суда Украины получают заработную плату и пользуются другими видами материального обеспечения, установленными законами Украины о статусе судей.

 

Финансирование Конституционного Суда Украины предусматривается в Государственном бюджете Украины отдельной строкой. Организационное, научно-экспертное, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда Украины осуществляет Секретариат Конституционного Суда Украины во главе с руководителем Секретариата Конституционного Суда Украины.

 

Руководитель Секретариата Конституционного Суда Украины не может принадлежать к политическим партиям, иметь представительский мандат, принимать участие в любой политической деятельности, занимать другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

 

Руководитель и другие должностные лица Секретариата Конституционного Суда Украины являются государственными служащими.

 

Конституционный Суд Украины на своем заседании образует из числа судей Конституционного Суда Украины постоянные комиссии Конституционного Суда Украины, является его вспомогательными рабочими органами по вопросам организации его внутренней деятельности. Председатели постоянных комиссий назначаются Председателем Конституционного Суда Украины на срок своих полномочий.

 

Конституционный Суд Украины может образовывать на своих пленарных заседаниях временные комиссии для дополнительного исследования вопросов, связанных с конституционным производством по делу, с участием специалистов в соответствующих областях права.

 

Формами обращения в Конституционный Суд Украины являются конституционное представление и конституционное обращение.

 

Конституционное представление - это письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о признании правового акта (его отдельных положений) неконституционным, об определении конституционности международного договора или о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины.

 

Конституционным представлением является также обращение Верховной Рады Украины о даче заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

 

Конституционное обращение - это письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица.

 

Открытие производства по делу в Конституционном Суде Украины по конституционному представлению или конституционному обращению принимается Коллегией судей Конституционного Суда Украины или Конституционным Судом Украины на его заседании.

 

В составе Конституционного Суда Украины образуются коллегии судей для рассмотрения вопросов об открытии производства по делам по конституционным представлениям и коллегии судей для рассмотрения вопросов об открытии производства по делам по конституционным обращениям.

 

Коллегия судей Конституционного Суда Украины по делам по конституционным представлениям большинством голосов судей, входящих в ее состав, принимает процессуальное решение об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины или об отказе в таком производстве.

 

В случае принятия на заседании Конституционного Суда Украины процессуальной определения об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины это дело вносится Председателем Конституционного Суда Украины на рассмотрение пленарного заседания Конституционного Суда Украины.

 

Принята Конституционным Судом Украины на его заседании процессуальная определение об отказе в открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины является окончательным.

 

Заседание Конституционного Суда Украины является полномочным, если на нем присутствуют не менее одиннадцати судей Конституционного Суда Украины.

 

Решение Конституционного Суда Украины на заседаниях принимается, если за это решение проголосовало более половины судей Конституционного Суда Украины, которые принимали участие в заседании. Конституционный Суд Украины на своих пленарных заседаниях рассматривает дела, производство по которым открыто по конституционным представлениям и конституционным обращениям, а также другие вопросы, отнесенные к рассмотрению Конституционным Судом Украины на его пленарных заседаниях Законом.

 

Коллегия судей Конституционного Суда Украины при подготовке дела, Конституционный Суд Украины в процессе производства по делу вправе потребовать от Верховной Рады Украины, Президента Украины, Премьер-министра Украины, Генерального прокурора Украины, судей, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, политических партий и других объединений граждан и отдельных граждан необходимые документы, материалы и иные сведения, касающиеся дела.

 

Срок производства по делам по конституционным представлениям не должен превышать трех месяцев.

 

В случае производства по конституционному представлению, которое признано Конституционным Судом Украины неотложным, срок рассмотрения такого представления не должен превышать одного месяца.

 

Срок производства по делам по конституционным обращениям не должен превышать шести месяцев. Сроки конституционного производства начинают исчисляться со дня принятия процессуального решения об открытии конституционного производства по делу.

 

Согласно ст. 61 Закона Конституционный Суд Украины по результатам рассмотрения дел о конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым принимает решения.

 

Конституционный Суд Украины может признать неконституционным правовой акт полностью или в отдельной его части. В случае, если в процессе рассмотрения дела по конституционному представлению или конституционному обращению выявлено несоответствие Конституции Украины других правовых актов (их отдельных положений), кроме тех, по которым открыто производство по делу, влияющих на принятие решения или дачу заключения по делу, Конституционный Суд Украина признает такие правовые акты (их отдельные положения) неконституционными.

 

Конституционный Суд Украины дает заключения по делам по вопросам

 

1) официального толкования Конституции Украины и законов Украины;

 

2) о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность;

 

3) о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

 

Решение Конституционного Суда Украины содержит:

 

1) наименование решения, дату и место принятия, его номер;

 

2) персональный состав судей Конституционного Суда Украины, которые принимали участие в рассмотрении дела;

 

3) перечень участников судебного заседания;

 

4) содержание конституционного представления;

 

5) полное название, дату принятия, порядковый номер, по которому органом, должностным лицом принято правовой акт, конституционность которого рассматривается;

 

6) положения Конституции Украины, которыми руководствовался Конституционный Суд Украины при принятии решения;

 

7) мотивировочную часть решения;

 

8) резолютивную часть решения;

 

9) обязательное указание того, что решение Конституционного Суда Украины является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

Заключение Конституционного Суда Украины содержит:

 

1) наименование выводу, дату и место дачи заключения, его номер;

 

2) персональный состав судей Конституционного Суда Украины, которые принимали участие в рассмотрении дела;

 

3) перечень участников судебного заседания;

 

4) содержание конституционного представления, конституционного обращения;

 

5) положения Конституции Украины, которыми руководствовался Конституционный Суд Украины при даче заключения;

 

6) мотивировочную часть заключения;

 

7) резолютивную часть заключения;

 

8) обязательное указание того, что заключение Конституционного Суда Украины является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

Решения и заключения Конституционного Суда Украины являются обязательными к исполнению.

 

Одной из особенностей государственного строя многих стран является наличие конституционного контроля.

 

Впервые судебную функцию конституционного контроля было признано в США еще в начале XIX в. Основой для этого стали решения Верховного суда. В дальнейшем сложился соответствующий обычай. В самом же основном законе ничего о такую функцию судов. И хоть сегодня здесь дискутируются вопросы объема полномочий судов в сфере конституционного контроля, реальность этих полномочий не ставится под сомнение. Более того, судебная функция конституционного контроля рассматривается как один из важнейших элементов системы сдержек и противовесов, дополняющий принцип жесткого разделения властей.

 

Характер и содержание конституционного контроля во многом определяются природой органов, его осуществляющих. Существует две основные модели организации конституционного контроля. Одна из них называется американская. По ее условиям соответствующими полномочиями наделены все суды общей юрисдикции. Например, в США решение любого общего суда по вопросам конституционности закона или отдельных его положений становится обязательным в пределах его территориальной юрисдикции. При апелляции окончательное решение принимает верховный суд. Оно является обязательным на всей территории государства.

 

Модель организации конституционного контроля, по которой ответы вопросы решаются практически всеми судами общей юрисдикции, называется также децентрализованной или "дифузивною" моделью. ее характеризует толкование конституционного контроля как сугубо правовой функции. В теории это означает отказ от рассмотрения судами политических вопросов, связанных с содержанием законов и их применением. Формально все обычно сводится к юридической экспертизы того или иного закона, осуществляемой судами в связи с рассмотрением конкретного гражданского или уголовного дела.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии