Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Прокуратура - это независимая от любых местных органов централизованная государственно-правовая система, возглавляемая Генеральным прокурором Украины. Она создана для осуществления надзора в случаях, предусмотренных законом.

 

 

Прокуратура вместе с другими компетентными органами анализирует состояние законности в государстве, адекватность законов, за исполнением которых она наблюдает, социальным, экономическим условиям в стране и информирует об этом высшую законодательную и исполнительную власть.

 

Сочетание у прокурора функций прокурорского надзора за исполнением законов и участия в совершенствовании законодательства, характеризует деятельность прокуратуры как особый вид государственной власти.

 

Функция является одной из основных понятий, через которое раскрывается структура и все содержание деятельности органов прокуратуры.

 

Функции прокуратуры - это такой вид деятельности ее органов, определяется социальным назначением прокуратуры, характеризуется определенным предметом, направленным на решение задач, и осуществляется с помощью присущей ей компетенции.

 

Функции прокуратуры обусловлены задачей, на решение которых они направлены и должны осуществляться.

 

Деятельность прокуратуры в единстве ее функций одновременно при тесной взаимосвязи их между собой.

 

Понятие "функции прокуратуры" связывается, но не отождествляется с понятием "основные направления работы прокуратуры". Том или ином направлении деятельности отдается предпочтение, учитывая изменения в социальной жизни, экономике, состояние законности в отдельной сфере государственно-правового регулирования. Это означает, что вся система функций прокуратуры Украины в основном стабильна и меняется лишь частично, просто на отдельных этапах развития нашего государства деятельность прокуратуры акцентируется на одном или нескольких направлениях деятельности в сферах, которые есть на данных момент наиболее важны.

 

Статьей 129 Конституции Украины с принципами судопроизводства отнесены поддержание в суде государственного обвинения, что, согласно статье 121 Конституции возлагается на прокуратуру.

 

Таким образом, суды освобождены от противоестественной функции поддержания обвинения и доказательства вины лица. Поэтому при предании лица в суд следует во всех делах, поступивших в суд с обвинительным заключением, признавать обязательным на основании п.1 ст. 253 УПК Украины участие в судебном заседании государственного обвинителя - прокурора.

 

Поддержание государственного обвинения в суде - это процессуальная деятельность прокурора, которая заключается в доведении виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

 

Поддерживая государственное обвинение, прокурор

 

1) принимает участие в исследовании доказательств,

 

2) представляет суду свои соображения по применению уголовного закона,

 

3) представляет суду свои соображения о мере наказания подсудимому.

 

Как государственные обвинители могут выступать Генеральный прокурор и его заместители, подчиненные прокуроры и их заместители, старшие помощники и помощники прокурора, начальники управлений и отделов, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов. Участие следователя прокуратуры в судебном разбирательстве уголовного дела как государственного обвинителя не допускается, за исключением случаев, когда он исполняет обязанности прокурора.

 

Прокурор вправе участвовать в судебном разбирательстве любого уголовного дела. Если при направлении дела в суд он сообщит о своем намерении поддерживать обвинение, то суд (судья) обязан назначить его рассмотрение с участием прокурора.

 

Прокурор, участвующий в рассмотрении дел в судах, соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону, содействует выполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел и вынесении судебных решений, основанных на законе.

 

Прокурор участвует в рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров.

 

В рассмотрении уголовных дел прокурор участвует в распорядительных заседаниях и в суде первой инстанции (о тяжких преступлениях и по другим делам, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния), а также когда судья или суд признает участие прокурора обязательно. В кассационной инстанции прокурор принимает участие при рассмотрении дел по кассационным и отдельными представлениями, а также о тяжких преступлениях. В остальных случаях вопрос об участии прокурора в рассмотрении дел судом решают руководители соответствующих прокуратур.

 

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в порядке надзора является обязательным. Прокурор должен участвовать в рассмотрении судом дел о применении принудительных мер медицинского характера и решении предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством вопросов, связанных с исполнением судебных решений.

 

В судебном процессе перед прокурором стоит задача способствовать выполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел и вынесении судебных решений, основанных на законе. Это общие задачи для всех стадий уголовного, гражданского, административного и хозяйственного судопроизводства.

 

Заявляя ходатайство о вызове свидетелей и других лиц, истребование документов, высказывая свое мнение по отдельным вопросам и по существу дела в целом, прокурор способствует установлению истины, соблюдению прав сторон и выполнению ими своих обязанностей.

 

Участвуя в рассмотрении в судах кассационной и надзорной инстанции или проверке решений в порядке надзора, в пересмотре решений этих судов по вновь открывшимся обстоятельствам, прокурор способствует отмене (изменении) приговоров, решений, определений и постановлений, не основанных на законе, устранению других нарушений, защиты прав и законных интересов участников процесса.

 

Прокурор может вступить в деле в любой стадии процесса, если этого требует защита конституционных прав граждан, интересов государства и общества и обязан своевременно принять предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы они выходили. В судебном заседании прокурор имеет равные с другими участниками права.

 

Объем и пределы полномочий прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются Законом "О прокуратуре", Уголовно-процессуальным кодексом, другими законами.

 

Общие полномочия прокурора при судебном рассмотрении дел заключаются в его праве участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, высказывать мнение по вопросам, возникающим, представлять свои соображения по поводу применения уголовного, гражданского и другого законодательства, а также в обязанности способствовать выполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел, принятию основанных на законе судебных решений, охране государственных и общественных интересов, прав и интересов граждан.

 

При рассмотрении уголовных дел прокурор, поддерживая государственное обвинение, обязан внести кассационное или частное представление на приговор, определение, постановление суда, не основаны на законе, а в случае вступления их силы - опротестовать в порядке судебного надзора. При истребовании из суда уголовного дела, по которому приговор, определение или постановление вступили в законную силу, прокурору предоставлено право остановить их выполнения.

 

Прокурор обязан отказаться от поддержания государственного обвинения и предложить оправдать подсудимого, если при всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела дойдет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают его вину. От обвинения прокурор должен отказаться частично, когда в ходе судебного разбирательства обвинение не подтверждается по отдельным эпизодам или статьями (пунктами, частями). В этих случаях он приводит мотивы отказа и основания оправдания подсудимого в части предъявленного обвинения, а по доказанным эпизодам поддерживает государственное обвинение.

 

Отказ от обвинения обязывает прокурора изложить суть предъявленного обвинения, дать анализ исследованных в суде доказательств, сформулировать мотивы оправдания подсудимого и привести конкретные основания для этого, высказать свои соображения о порядке разрешения гражданского иска.

 

Согласно ч.4 ст.264 УПК Украины отказ прокурора от обвинения не освобождает суд от обязанности дальнейшего рассмотрения дела и решение ее на общих основаниях. Такое положение закона неоднозначное воспринимается учеными и практиками. Некоторые из них обосновывает его правильность, исходя главным образом из того, что суд является органом правосудия, независимым от позиции участников процесса (в т.ч. он не связан и позицией прокурора). Более того, суд имеет право и обязан проверить обоснованность позиции прокурора и решить дело по существу в соответствии с требованиями закона и своего внутреннего убеждения, исходя из материалов дела. Такая законодательная регламентация, по их мнению, повышает ответственность прокурора за отказ от обвинения и обязывает его мотивировать и аргументировать ее.

 

Статьей 121 Конституции Украины четко предусмотрены права прокуратуры как органа государства. В частности, в п.2 этой статьи закреплено его право представлять интересы гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом.

 

Функция представительства интересов гражданина или государства в суде является для прокуратуры новой. Под функцией представительства в суде следует понимать деятельность прокурора, которая сочетается с его участием в судебном разбирательстве гражданских, хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях с целью защиты прав и законных интересов отдельной личности, граждан, государства, а также подготовкой и направлением в суд заявлений и других материалов, проведением других мероприятий с восстановлением нарушенного права отдельного человека, граждан, государства.

 

Представительство прокуратурой осуществляется во всех общих и специализированных судах.

 

Задачей представительства прокуратуры в суде является защита прав, свобод и законных интересов гражданина, а также интересов государства.

 

Поводами представительства прокурора в суде интересов гражданина или государства является обращение гражданина, государственного органа, предприятия, учреждения, организации, а также выявление нарушений указанных интересов прокурором.

 

Прокурор обязательно участвует в рассмотрении дел, когда это счел необходимым суд, а также в случаях, определенных законом.

 

Прокурор может вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требуют интересы государства. Позиция прокурора по делу является независимой от других участников процесса.

 

Прокуратура обращается в суд за защитой прав и свобод граждан, когда этого требует охрана государственных интересов, а также представляет в суде интересы государства.

 

Прокурор представляет в суде законные интересы и защищает права и свободы несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных граждан и безвестно отсутствующих, если эти интересы не защищают соответственно их родители, усыновители, опекуны и попечители.

 

Прокурор представляет и защищает в суде интересы государства, когда соответствующие государственные органы контроля за соблюдением законов не защищают государственные интересы при обязанности обеспечивать территориальную целостность, суверенитет, экономическую, государственную, информационную, национальную безопасность, законность и правопорядок, исходя только из своего ведомственного подхода или когда эти органы некомпетентны, не имеют достаточного профессионализма для выполнения своих обязанностей, когда их должностные лица имеют личную заинтересованность в невыполнении своих обязанностей по защите государственных интересов, а также, когда эти органы контроля непосредственно посягают на интересы государства.

 

Когда возникает необходимость защитить интересы гражданина или государства, прокурор имеет право:

 

1) требовать необходимые материалы, документы, решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты, статистические данные, акты ревизий, проверок, заключения специалистов и т.п.;

 

2) вызвать в прокуратуру должностных лиц и граждан, требовать от них письменных или устных объяснений относительно нарушений интересов гражданина или государства;

 

3) назначать проведение в пределах своей компетенции соответствующими органами, учреждениями, организациями ревизий, экспертиз, проверок, а также привлекать для выяснения необходимых вопросов экспертов и других специалистов;

 

4) вносить представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих Как главные основания, дающие право прокурору возбуждать гражданское дело, рассматриваются нарушения закона и нарушения или оспаривания субъективных материальных прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, когда они сами не в состоянии защитить свои интересы или касаются государственных интересов.

 

Анализируя содержание предусмотренных процессуальных прав и обязанностей прокурора, автор приходит к выводу, что его деятельность в гражданском процессе заключается в защите закона от нарушений и тем самым в защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов других лиц, участвующих в деле.

 

Он имеет право предъявить иск, вступить в дело на любой стадии процесса, участвовать в исследовании доказательств, рассмотрении дела, если это предусмотрено законом или признано судом. Прокурор вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, а также совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом.

 

Случаи обязательного участия прокурора в гражданском процессе должны предусматриваться законом

 

Во процессуальными формами участия прокурора и лиц, участвующих в деле с целью защиты прав и интересов других лиц в гражданском процессе, необходимо понимать закрепленную в законе правомочность их влияния на развитие гражданского производства. Зависимости от последнего прокурор участвует в двух формах:

 

1) в форме возбуждения дела;

 

2) в форме вступления в возбужденное дело.

 

Статьей 121 Конституции Украины прокуратура Украины возложен надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, но действующим законодательством полномочия прокурора в этом разделе надзора не предусмотрено, что создает трудности в отношениях с оперативными подразделениями и не дает возможности принимать необходимые решения.

 

Одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел, требующих повседневного прокурорского надзора, является прием, регистрация, учет и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. Обобщение практики прокурорского надзора по этим проблем свидетельствует, что существенный вред раскрытию преступлений наносят имеющиеся в органах милиции факты укрытия заявлений и сообщений от своевременной и правильной их регистрации; несвоевременность их рассмотрения и решения; незаконной и необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел по фактам, изложенным в заявлениях и сообщениях; сокрытия преступлений и сообщений от своевременного и правильного учета, а также ряд других нарушений закона со стороны должностных лиц милиции при приеме регистрации, учета и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях, препятствующих быстрому, полному и объективному раскрытию всех преступлений , по которым в органы внутренних дел поступили заявления или сообщения. ;

 

Прокурору следует проверить, полностью были зарегистрированы заявления и сообщения о совершенных преступлениях, с тем, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не осталась безнаказанными по закону. К такому выводу следует прийти, сопоставив конкретные задачи надзора при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, которые заключаются в проверке соблюдения сроков регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, законности и обоснованности принимаемых решений, с задачами прокурорского надзора, возведенными в законе, с тем, чтобы:

 

1) полностью были зарегистрированы заявления и сообщения о готовящихся и совершенные преступления;

 

2) придерживались сроки регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;

 

3) проверка заявлений и сообщений о преступлениях проводилась путем истребования необходимых материалов и получения объяснений, однако без производства следственных действий;

 

4) принятые по заявлениям и сообщениям о преступлениях решения были законными и обоснованными и чтобы за ними сообщались лица, учреждения, от которых поступило заявление или сообщение, а также разъяснялось им право на обжалование принятого решения;

 

5) принимались меры к устранению нарушений закона, причин и условий, способствующих им, а виновные в нарушениях закона должностные лица милиции привлекались к установленной законом ответственности;

 

6) обеспечивались права и законные интересы участников процесса.

 

О выявленных нарушениях закона при регистрации, учета и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях прокурор проводит соответствующие записи в рабочем порядке.

 

Прокурор вправе также давать указания о проведении дознания и предварительного следствия, об избрании или изменении в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, а также о проведении отдельных следственных действий и розыске преступника , который исчез.

 

Задачи прокурорского надзора в начальной стадии уголовного процесса состоит в том, чтобы обеспечить такой порядок, по которому каждое дело нарушалась бы не только в связи с указанным в законе приводом, но и одновременно при наличии к тому оснований.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии