Прокуратура - это независимая от любых местных органов централизованная государственно-правовая система, возглавляемая Генеральным прокурором Украины. Она создана для осуществления надзора в случаях, предусмотренных законом.
Прокуратура вместе с другими компетентными органами анализирует состояние законности в государстве, адекватность законов, за исполнением которых она наблюдает, социальным, экономическим условиям в стране и информирует об этом высшую законодательную и исполнительную власть.
Сочетание у прокурора функций прокурорского надзора за исполнением законов и участия в совершенствовании законодательства, характеризует деятельность прокуратуры как особый вид государственной власти.
Функция является одной из основных понятий, через которое раскрывается структура и все содержание деятельности органов прокуратуры.
Функции прокуратуры - это такой вид деятельности ее органов, определяется социальным назначением прокуратуры, характеризуется определенным предметом, направленным на решение задач, и осуществляется с помощью присущей ей компетенции.
Функции прокуратуры обусловлены задачей, на решение которых они направлены и должны осуществляться.
Деятельность прокуратуры в единстве ее функций одновременно при тесной взаимосвязи их между собой.
Понятие "функции прокуратуры" связывается, но не отождествляется с понятием "основные направления работы прокуратуры". Том или ином направлении деятельности отдается предпочтение, учитывая изменения в социальной жизни, экономике, состояние законности в отдельной сфере государственно-правового регулирования. Это означает, что вся система функций прокуратуры Украины в основном стабильна и меняется лишь частично, просто на отдельных этапах развития нашего государства деятельность прокуратуры акцентируется на одном или нескольких направлениях деятельности в сферах, которые есть на данных момент наиболее важны.
Статьей 129 Конституции Украины с принципами судопроизводства отнесены поддержание в суде государственного обвинения, что, согласно статье 121 Конституции возлагается на прокуратуру.
Таким образом, суды освобождены от противоестественной функции поддержания обвинения и доказательства вины лица. Поэтому при предании лица в суд следует во всех делах, поступивших в суд с обвинительным заключением, признавать обязательным на основании п.1 ст. 253 УПК Украины участие в судебном заседании государственного обвинителя - прокурора.
Поддержание государственного обвинения в суде - это процессуальная деятельность прокурора, которая заключается в доведении виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
Поддерживая государственное обвинение, прокурор
1) принимает участие в исследовании доказательств,
2) представляет суду свои соображения по применению уголовного закона,
3) представляет суду свои соображения о мере наказания подсудимому.
Как государственные обвинители могут выступать Генеральный прокурор и его заместители, подчиненные прокуроры и их заместители, старшие помощники и помощники прокурора, начальники управлений и отделов, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов. Участие следователя прокуратуры в судебном разбирательстве уголовного дела как государственного обвинителя не допускается, за исключением случаев, когда он исполняет обязанности прокурора.
Прокурор вправе участвовать в судебном разбирательстве любого уголовного дела. Если при направлении дела в суд он сообщит о своем намерении поддерживать обвинение, то суд (судья) обязан назначить его рассмотрение с участием прокурора.
Прокурор, участвующий в рассмотрении дел в судах, соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону, содействует выполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел и вынесении судебных решений, основанных на законе.
Прокурор участвует в рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров.
В рассмотрении уголовных дел прокурор участвует в распорядительных заседаниях и в суде первой инстанции (о тяжких преступлениях и по другим делам, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния), а также когда судья или суд признает участие прокурора обязательно. В кассационной инстанции прокурор принимает участие при рассмотрении дел по кассационным и отдельными представлениями, а также о тяжких преступлениях. В остальных случаях вопрос об участии прокурора в рассмотрении дел судом решают руководители соответствующих прокуратур.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в порядке надзора является обязательным. Прокурор должен участвовать в рассмотрении судом дел о применении принудительных мер медицинского характера и решении предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством вопросов, связанных с исполнением судебных решений.
В судебном процессе перед прокурором стоит задача способствовать выполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел и вынесении судебных решений, основанных на законе. Это общие задачи для всех стадий уголовного, гражданского, административного и хозяйственного судопроизводства.
Заявляя ходатайство о вызове свидетелей и других лиц, истребование документов, высказывая свое мнение по отдельным вопросам и по существу дела в целом, прокурор способствует установлению истины, соблюдению прав сторон и выполнению ими своих обязанностей.
Участвуя в рассмотрении в судах кассационной и надзорной инстанции или проверке решений в порядке надзора, в пересмотре решений этих судов по вновь открывшимся обстоятельствам, прокурор способствует отмене (изменении) приговоров, решений, определений и постановлений, не основанных на законе, устранению других нарушений, защиты прав и законных интересов участников процесса.
Прокурор может вступить в деле в любой стадии процесса, если этого требует защита конституционных прав граждан, интересов государства и общества и обязан своевременно принять предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы они выходили. В судебном заседании прокурор имеет равные с другими участниками права.
Объем и пределы полномочий прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются Законом "О прокуратуре", Уголовно-процессуальным кодексом, другими законами.
Общие полномочия прокурора при судебном рассмотрении дел заключаются в его праве участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, высказывать мнение по вопросам, возникающим, представлять свои соображения по поводу применения уголовного, гражданского и другого законодательства, а также в обязанности способствовать выполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел, принятию основанных на законе судебных решений, охране государственных и общественных интересов, прав и интересов граждан.
При рассмотрении уголовных дел прокурор, поддерживая государственное обвинение, обязан внести кассационное или частное представление на приговор, определение, постановление суда, не основаны на законе, а в случае вступления их силы - опротестовать в порядке судебного надзора. При истребовании из суда уголовного дела, по которому приговор, определение или постановление вступили в законную силу, прокурору предоставлено право остановить их выполнения.
Прокурор обязан отказаться от поддержания государственного обвинения и предложить оправдать подсудимого, если при всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела дойдет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают его вину. От обвинения прокурор должен отказаться частично, когда в ходе судебного разбирательства обвинение не подтверждается по отдельным эпизодам или статьями (пунктами, частями). В этих случаях он приводит мотивы отказа и основания оправдания подсудимого в части предъявленного обвинения, а по доказанным эпизодам поддерживает государственное обвинение.
Отказ от обвинения обязывает прокурора изложить суть предъявленного обвинения, дать анализ исследованных в суде доказательств, сформулировать мотивы оправдания подсудимого и привести конкретные основания для этого, высказать свои соображения о порядке разрешения гражданского иска.
Согласно ч.4 ст.264 УПК Украины отказ прокурора от обвинения не освобождает суд от обязанности дальнейшего рассмотрения дела и решение ее на общих основаниях. Такое положение закона неоднозначное воспринимается учеными и практиками. Некоторые из них обосновывает его правильность, исходя главным образом из того, что суд является органом правосудия, независимым от позиции участников процесса (в т.ч. он не связан и позицией прокурора). Более того, суд имеет право и обязан проверить обоснованность позиции прокурора и решить дело по существу в соответствии с требованиями закона и своего внутреннего убеждения, исходя из материалов дела. Такая законодательная регламентация, по их мнению, повышает ответственность прокурора за отказ от обвинения и обязывает его мотивировать и аргументировать ее.
Статьей 121 Конституции Украины четко предусмотрены права прокуратуры как органа государства. В частности, в п.2 этой статьи закреплено его право представлять интересы гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом.
Функция представительства интересов гражданина или государства в суде является для прокуратуры новой. Под функцией представительства в суде следует понимать деятельность прокурора, которая сочетается с его участием в судебном разбирательстве гражданских, хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях с целью защиты прав и законных интересов отдельной личности, граждан, государства, а также подготовкой и направлением в суд заявлений и других материалов, проведением других мероприятий с восстановлением нарушенного права отдельного человека, граждан, государства.
Представительство прокуратурой осуществляется во всех общих и специализированных судах.
Задачей представительства прокуратуры в суде является защита прав, свобод и законных интересов гражданина, а также интересов государства.
Поводами представительства прокурора в суде интересов гражданина или государства является обращение гражданина, государственного органа, предприятия, учреждения, организации, а также выявление нарушений указанных интересов прокурором.
Прокурор обязательно участвует в рассмотрении дел, когда это счел необходимым суд, а также в случаях, определенных законом.
Прокурор может вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требуют интересы государства. Позиция прокурора по делу является независимой от других участников процесса.
Прокуратура обращается в суд за защитой прав и свобод граждан, когда этого требует охрана государственных интересов, а также представляет в суде интересы государства.
Прокурор представляет в суде законные интересы и защищает права и свободы несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных граждан и безвестно отсутствующих, если эти интересы не защищают соответственно их родители, усыновители, опекуны и попечители.
Прокурор представляет и защищает в суде интересы государства, когда соответствующие государственные органы контроля за соблюдением законов не защищают государственные интересы при обязанности обеспечивать территориальную целостность, суверенитет, экономическую, государственную, информационную, национальную безопасность, законность и правопорядок, исходя только из своего ведомственного подхода или когда эти органы некомпетентны, не имеют достаточного профессионализма для выполнения своих обязанностей, когда их должностные лица имеют личную заинтересованность в невыполнении своих обязанностей по защите государственных интересов, а также, когда эти органы контроля непосредственно посягают на интересы государства.
Когда возникает необходимость защитить интересы гражданина или государства, прокурор имеет право:
1) требовать необходимые материалы, документы, решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты, статистические данные, акты ревизий, проверок, заключения специалистов и т.п.;
2) вызвать в прокуратуру должностных лиц и граждан, требовать от них письменных или устных объяснений относительно нарушений интересов гражданина или государства;
3) назначать проведение в пределах своей компетенции соответствующими органами, учреждениями, организациями ревизий, экспертиз, проверок, а также привлекать для выяснения необходимых вопросов экспертов и других специалистов;
4) вносить представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих Как главные основания, дающие право прокурору возбуждать гражданское дело, рассматриваются нарушения закона и нарушения или оспаривания субъективных материальных прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, когда они сами не в состоянии защитить свои интересы или касаются государственных интересов.
Анализируя содержание предусмотренных процессуальных прав и обязанностей прокурора, автор приходит к выводу, что его деятельность в гражданском процессе заключается в защите закона от нарушений и тем самым в защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов других лиц, участвующих в деле.
Он имеет право предъявить иск, вступить в дело на любой стадии процесса, участвовать в исследовании доказательств, рассмотрении дела, если это предусмотрено законом или признано судом. Прокурор вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, а также совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом.
Случаи обязательного участия прокурора в гражданском процессе должны предусматриваться законом
Во процессуальными формами участия прокурора и лиц, участвующих в деле с целью защиты прав и интересов других лиц в гражданском процессе, необходимо понимать закрепленную в законе правомочность их влияния на развитие гражданского производства. Зависимости от последнего прокурор участвует в двух формах:
1) в форме возбуждения дела;
2) в форме вступления в возбужденное дело.
Статьей 121 Конституции Украины прокуратура Украины возложен надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, но действующим законодательством полномочия прокурора в этом разделе надзора не предусмотрено, что создает трудности в отношениях с оперативными подразделениями и не дает возможности принимать необходимые решения.
Одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел, требующих повседневного прокурорского надзора, является прием, регистрация, учет и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. Обобщение практики прокурорского надзора по этим проблем свидетельствует, что существенный вред раскрытию преступлений наносят имеющиеся в органах милиции факты укрытия заявлений и сообщений от своевременной и правильной их регистрации; несвоевременность их рассмотрения и решения; незаконной и необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел по фактам, изложенным в заявлениях и сообщениях; сокрытия преступлений и сообщений от своевременного и правильного учета, а также ряд других нарушений закона со стороны должностных лиц милиции при приеме регистрации, учета и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях, препятствующих быстрому, полному и объективному раскрытию всех преступлений , по которым в органы внутренних дел поступили заявления или сообщения. ;
Прокурору следует проверить, полностью были зарегистрированы заявления и сообщения о совершенных преступлениях, с тем, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не осталась безнаказанными по закону. К такому выводу следует прийти, сопоставив конкретные задачи надзора при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, которые заключаются в проверке соблюдения сроков регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, законности и обоснованности принимаемых решений, с задачами прокурорского надзора, возведенными в законе, с тем, чтобы:
1) полностью были зарегистрированы заявления и сообщения о готовящихся и совершенные преступления;
2) придерживались сроки регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
3) проверка заявлений и сообщений о преступлениях проводилась путем истребования необходимых материалов и получения объяснений, однако без производства следственных действий;
4) принятые по заявлениям и сообщениям о преступлениях решения были законными и обоснованными и чтобы за ними сообщались лица, учреждения, от которых поступило заявление или сообщение, а также разъяснялось им право на обжалование принятого решения;
5) принимались меры к устранению нарушений закона, причин и условий, способствующих им, а виновные в нарушениях закона должностные лица милиции привлекались к установленной законом ответственности;
6) обеспечивались права и законные интересы участников процесса.
О выявленных нарушениях закона при регистрации, учета и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях прокурор проводит соответствующие записи в рабочем порядке.
Прокурор вправе также давать указания о проведении дознания и предварительного следствия, об избрании или изменении в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, а также о проведении отдельных следственных действий и розыске преступника , который исчез.
Задачи прокурорского надзора в начальной стадии уголовного процесса состоит в том, чтобы обеспечить такой порядок, по которому каждое дело нарушалась бы не только в связи с указанным в законе приводом, но и одновременно при наличии к тому оснований.
Загрузка...