Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Аналитический подход к изучению человеческой психики, при котором психическую реальность рассматривают изолированно, в отрыве от ее носителя, возможно (а иногда и необходим) только на первом этапе познания. В целом он является малопродуктивным, ибо любая психическая качество, взаимодействуя с другими качествами в процессе деятельности человека, раскрывает свои новые аспекты и возможности.

Эту ограниченность аналитического метода преодолевают с помощью системного подхода, разработанного австрийским ученым Людвигом Берталанфи (1901 -1972). Идея системного подхода для науки не нова, хотя интенсивно развиваться она начала только в XX в. Ее использовали при создании эволюционного учения Чарльз Дарвин, при построении периодической системы элементов - Дмитрий Менделеев и др.. О системном характере психических явлений говорили И. Сеченов, В. Бехтерев, немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909).

В науке проблема человека является комплексной: человека изучают как продукт биологической эволюции и как элемент производственных отношений. Она принадлежит многим системам действительности, поэтому очень разнообразны ее связи и отношения, а значит, и качества. Психологи выделяют те, которые являются предметом именно психологического исследования.

В философии все взаимосвязаны свойства делятся на три основных вида: материально-структурные, функциональные и системные.

Многочисленные попытки рассматривать психические свойства как материально-структурные, характерные для вульгарного материализма, не привели к раскрытию их сущности. Так, немецкий физиолог и философ Якоб Молешотт (1822-1893) утверждал, что мозг выделяет мысль, как печень желчь. Предельным выражением такого вульгаризму была френология Ф. Галля, который пытался вывести психические свойства человека по строению мозга.

Функциональный подход к анализу психических свойств оказался продуктивным. Психические явления начали изучать не как стали свойства мозга, а как его функцию, которая раскрывается в динамическом взаимодействии организма и среды, в разных отношениях до тех систем, в которых он живет и с которыми связано его бытия.

Функциональные качества неотрывны от системных, так любую функцию объекта нельзя понять, если изучать изолированно от системы, элементом которой он является.

Среди различных систем, в которых человек существует и которые определяют ее бытия, важнейшие социальная, биологическая и физическая.

1. Социальная система. Она является основой в формировании социальных качеств человека. Для индивида основной системой, в которой реализуются его связи с другими индивидами, необходимые для его существования, является общество. За ним индивид не может развиваться. Законы развития общества проявляются и воплощаются в действиях конкретных людей. Позиция человека в обществе определяет направленность, содержание и способы ее деятельности и общения, т.е. способ жизни, который влияет на развитие психических процессов и свойств и становления его как личности.

2. Биологическая система. О принадлежности к ней свидетельствуют происхождения человека и его биологическое развитие в течение жизни. Биологические законы не отменяются социальным бытием человека, но меняются под его влиянием. Вопрос о соотношении биологических и психических процессов является одним из важнейших, и в истории науки на него давали разные ответы: в одних случаях психическое отождествляли с нейрофизиологическим, в других - считали прямым продолжением нейрофизиологического. Такие попытки ничего не дали. Перспективным оказался подход, по которому психическое относительно нейрофизиологического рассматривали как системное качество, которое реализуется в функционировании мозга как целостной системы. Итак, психическое нельзя отнести ни к социальным, ни к биологических явлений. Одновременно отделять его от них тоже нецелесообразно. Социальные и биологические качества человека реализуются в его поведении и деятельности через качества психические.

3. Физическая система. Поскольку человек является физическим телом, она одновременно принадлежит и к системе, имеет свои физические свойства. Потребности ориентировки организма в физической среде обусловили формирование в процессе биологической эволюции органов чувств, которые отражают важнейшие механические и физические качества предметов и явлений мира. Подобных анатомически специализированных аппаратов для непосредственного отображения биологических, и тем более социальных явлений нет. Итак, при анализе механизмов психической регуляции действия нужно учитывать и физические качества человека. Однако, поскольку они являются специфическими, психические качества не относятся к физическим, биологических или социальных. Природу психического можно понять лишь на основе системного подхода, рассматривая психическое в той множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии