Аналитический подход к изучению человеческой психики, при котором психическую реальность рассматривают изолированно, в отрыве от ее носителя, возможно (а иногда и необходим) только на первом этапе познания. В целом он является малопродуктивным, ибо любая психическая качество, взаимодействуя с другими качествами в процессе деятельности человека, раскрывает свои новые аспекты и возможности.
Эту ограниченность аналитического метода преодолевают с помощью системного подхода, разработанного австрийским ученым Людвигом Берталанфи (1901 -1972). Идея системного подхода для науки не нова, хотя интенсивно развиваться она начала только в XX в. Ее использовали при создании эволюционного учения Чарльз Дарвин, при построении периодической системы элементов - Дмитрий Менделеев и др.. О системном характере психических явлений говорили И. Сеченов, В. Бехтерев, немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909).
В науке проблема человека является комплексной: человека изучают как продукт биологической эволюции и как элемент производственных отношений. Она принадлежит многим системам действительности, поэтому очень разнообразны ее связи и отношения, а значит, и качества. Психологи выделяют те, которые являются предметом именно психологического исследования.
В философии все взаимосвязаны свойства делятся на три основных вида: материально-структурные, функциональные и системные.
Многочисленные попытки рассматривать психические свойства как материально-структурные, характерные для вульгарного материализма, не привели к раскрытию их сущности. Так, немецкий физиолог и философ Якоб Молешотт (1822-1893) утверждал, что мозг выделяет мысль, как печень желчь. Предельным выражением такого вульгаризму была френология Ф. Галля, который пытался вывести психические свойства человека по строению мозга.
Функциональный подход к анализу психических свойств оказался продуктивным. Психические явления начали изучать не как стали свойства мозга, а как его функцию, которая раскрывается в динамическом взаимодействии организма и среды, в разных отношениях до тех систем, в которых он живет и с которыми связано его бытия.
Функциональные качества неотрывны от системных, так любую функцию объекта нельзя понять, если изучать изолированно от системы, элементом которой он является.
Среди различных систем, в которых человек существует и которые определяют ее бытия, важнейшие социальная, биологическая и физическая.
1. Социальная система. Она является основой в формировании социальных качеств человека. Для индивида основной системой, в которой реализуются его связи с другими индивидами, необходимые для его существования, является общество. За ним индивид не может развиваться. Законы развития общества проявляются и воплощаются в действиях конкретных людей. Позиция человека в обществе определяет направленность, содержание и способы ее деятельности и общения, т.е. способ жизни, который влияет на развитие психических процессов и свойств и становления его как личности.
2. Биологическая система. О принадлежности к ней свидетельствуют происхождения человека и его биологическое развитие в течение жизни. Биологические законы не отменяются социальным бытием человека, но меняются под его влиянием. Вопрос о соотношении биологических и психических процессов является одним из важнейших, и в истории науки на него давали разные ответы: в одних случаях психическое отождествляли с нейрофизиологическим, в других - считали прямым продолжением нейрофизиологического. Такие попытки ничего не дали. Перспективным оказался подход, по которому психическое относительно нейрофизиологического рассматривали как системное качество, которое реализуется в функционировании мозга как целостной системы. Итак, психическое нельзя отнести ни к социальным, ни к биологических явлений. Одновременно отделять его от них тоже нецелесообразно. Социальные и биологические качества человека реализуются в его поведении и деятельности через качества психические.
3. Физическая система. Поскольку человек является физическим телом, она одновременно принадлежит и к системе, имеет свои физические свойства. Потребности ориентировки организма в физической среде обусловили формирование в процессе биологической эволюции органов чувств, которые отражают важнейшие механические и физические качества предметов и явлений мира. Подобных анатомически специализированных аппаратов для непосредственного отображения биологических, и тем более социальных явлений нет. Итак, при анализе механизмов психической регуляции действия нужно учитывать и физические качества человека. Однако, поскольку они являются специфическими, психические качества не относятся к физическим, биологических или социальных. Природу психического можно понять лишь на основе системного подхода, рассматривая психическое в той множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система.