Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

С расширением и усложнением спектра практических задач возрастает необходимость перехода от эмпирического к теоретическому осмыслению психической реальности, к созданию логически стройной и непротиворечивой теории. Чтобы теория успешно служила практике, она должна иметь соответствующий уровень обобщения и прогностическую способность, а также основываться на проверенных наукой фактах.



Высокий уровень обобщения, с одной стороны, расширяет возможности применения, а с другой - может привести к потере качественного своеобразия явлений, которые рассматриваются. Поэтому следует стремиться к такой степени обобщения, чтобы иметь возможность учитывать особенности и общее основание явлений исследования. Нарушение этого требования делает сформулированную теорию непригодной для практического использования. Поэтому чем меньше начальных аксиом и исходных утверждений положено в основу теории, тем она надежнее.

Для практики важность любой теории определяется ее прогностической способностью, т.е. ее возможностью предвидеть будущее развитие определенных явлений на основе законов науки и с учетом диапазона их применения. В психологии часто формулируют закон без определения условий его действия. Это затрудняет или делает невозможным его использование на практике. Например, при формулировании основного психофизического закона Вебера-Фехнера не означает, что он неадекватно описывает явления при приближении к порогов чувствительности анализаторов.

Теория должна основываться на установленных и проверенных фактах и предусматривать возможность ее проверки с помощью эксперимента, расчетов или логических доказательств. Нарушение требований теории, создание нечетких формулировок неоправданно упрощает психологические задачи и приводит к тому, что за их выполнение берутся неспециалисты: они часто пытаются прямо, без анализа их основ, переносить теоретические выводы в практику, что не всегда возможно.

При проведении исследований в психологии используют различные методы. Ценность каждого из них определяется точностью и надежностью полученных научных фактов. Анализируя их, психологи стремятся выяснить внутренние причины и механизмы, обусловливающие изменения, раскрыть динамику психических процессов и т.п.. Сами по себе установленные факты еще не образуют научное знание, а являются лишь материалом для его построения. Экспериментально полученный факт обнаруживает свою научную ценность только в контексте развития психологической теории.

Задача психолога-теоретика состоит в том, чтобы, рассмотрев проявления психики, увидеть в единичном существенное и общее, раскрыть законы развития психических функций, процессов и состояний. Уровень соответствия их реальности проверяют экспериментом и практикой. Непосредственная связь психологии с практикой конкретизирует построены теоретические абстракции, наполняет их новым содержанием и иногда вызывает изменения типа самого психологического знания.

По функциональной значимости и направленности выделяют созерцательно-объяснительный, эмпирический и действенно-преобразующий типы психологического знания.

Созерцательно-объяснительный тип формируется в процессе приобретения жизненного опыта и отражает явления лишь поверхностно. Теоретические представления при этом заимствуют из других наук, которые, однако, не отражают сути психических явлений.

Эмпирический тип психологических знаний непосредственно связан с практикой. Зарождаясь в созерцательно-пояснительной типе и включая в себя его содержание, он определяет пути практического воздействия на объект и позволяет выявить эмпирические закономерности.

Наивысшим является действенно-преобразующий тип знаний. Зарождаясь в эмпирическом, он позволяет выработать объективные критерии для оценки и анализа эмпирических данных. В нем выделяют предмет изучения и раскрывают его связи, формируют стратегию и тактику дослидження.Вин требует системного видения реальности, которую изучает. Связь с практикой при этом становится опосредованным. В современной психологии этот тип знаний является основным.

Следовательно, необходимым условием развития всей системы психологических наук является тесное сочетание теории, эксперимента и практики.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии