Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Общаясь, человек не только обменивается информацией с другими людьми. Она обращается к ним с просьбой, вопросом или требованием, ставит своей целью повлиять на собеседника, добиться нужного ответа или выполнения поручения. В таких случаях общение выступает как интеракция - совокупность связей и взаимовлияний людей, состоит в совместной деятельности.



В процессе своего развития общество постепенно вырабатывает определенные образцы поведения, которые определяют правила взаимодействия и взаимоотношений между людьми и функционируют как социальные нормы. Эти нормы в разных сообществах могут существенно отличаться. их нарушение включает механизм социального контроля, который реализуется как одобрение или неодобрение, осуждение, наказание, корректирующих поведение того, кто от них отклоняется. Диапазон социальных норм очень широк: от четко установленных требований трудовой дисциплины правил вежливости в общении.

Каждый человек в любой ситуации играет какую-то роль. Роль - нормативная поведение, которое окружающие ожидают от каждого, кто выполняет определенные социальные функции. Тот же человек в разных ситуациях выполняет различные роли: дома это может быть глава семьи, в транспорте - пассажир, в больнице - пациент, на предприятии - рабочий и т.д.. Социальный контроль в процессах взаимодействия обусловлена социальными ожиданиями такого поведения от человека, которая бы отвечала ситуации и выбранной роли. Например, от военного ожидают, что он будет проявлять дисциплинированность, собранность в критической ситуации, смелость, решительность и рассудительность.

Общаясь, каждый человек старается так построить свое поведение, чтобы она соответствовала ролевым ожиданиям партнеров. Несмотря на это нередко ролевое поведение создает особые ролевые барьеры, препятствующие установлению доверительных отношений между людьми или даже приводят к возникновению межличностных конфликтов. Социальная значимость конфликтов различна и зависит от ценностей, которые положены в основу межличностных отношений.

В совместной деятельности конфликты возникают вследствие предметно-деловых противоречий и разногласий в личных интересах. Конфликт, возникающий на основе предметно-деловых противоречий, как правило, не приводит к разрыву межличностных отношений. Причиной неприязни или вражды между людьми могут быть противоречия в сфере личных (прагматических) интересов или неудачно подобранные средства общения с партнером. Психологи разработали уже много программ, направленных на предупреждение и разрешение конфликтов и использования их в качестве источника конструктивной активности.

Взаимодействуя, люди пользуются различными способами воздействия на партнеров. Наиболее распространенными среди них является заражение, внушение, подражание и убеждения.

Заражение - передача субъектом своего эмоционального состояния иному индивиду. Оно наблюдается во время паники, массовых психозов.

Внушение характеризуется избирательным воздействием на конкретного человека, который некритично воспринимает информацию.

Подражание проявляется в повторении человеком образцов поведения, демонстрирующий ее окружения. Примером для подражания является соблюдение моды.

Убеждение - воздействие на партнера по общению с помощью доказательств и аргументов.

Эффективность общения зависит не только от средств воздействия на партнера, но и от стиля общения - характерного способа установления и развития контактов. Наиболее распространенными являются авторитарный, демократический и противоречивый стиле. Авторитарный стиль характеризуется игнорированием мнения партнера и навязыванием своих взглядов. Демократический стиль связан с применением таких средств общения, которые вызывают у собеседника положительное отношение к сообщению. Противоречивый стиль - это неустойчивая тактика общения, содержащий элементы разных стилей. Общественная практика свидетельствует, что наибольшее влияние на собеседника достигают за демократического стиля общения.

Процесс восприятия, понимания и оценки человеком других людей, себя, групп, т.е. любых социальных объектов, называют социальной перцепции. Этот термин обосновал американский психолог Джером-Сеймур Брунер (род. 1915) для обозначения явления социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений. Позже его было распространено и на восприятие социальных объектов.

Восприятие социальных объектов отличается от восприятия предметов, поскольку индивид, которого воспринимают, не пассивный и не безразличен к субъекту, который воспринимает. Более того, общение возможно только тогда, когда люди, которые вступают во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и установить, каким именно является партнер по общению. Поэтому участники общения пытаются воспроизвести в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимых объектов. Познавая друг друга, люди могут лучше и надежнее оценить перспективы совместной деятельности.

Для построения образа партнера используют такие средства, как идентификация и рефлексия.

Идентификация (лат. identicus - одинаковый, тождественный; лат. Facio - делаю) - способ понимания человеком другого индивида через осознанное или неосознанное уподобление себя его характеристикам.

Предположения относительно внутреннего состояния, намерений, мотивов и чувств другого человека основываются на попытке поставить себя на его место. Идентификация тесно связана с эмпатией - способностью проникать в эмоциональное состояние другого человека путем сопереживания. Однако это не то. Человек может идентифицировать себя с партнером, мысленно поставив себя на его место, но не обязательно переживать его эмоциональное состояние.

Субъекту общения важно понять не только своего партнера, но и принять во внимание, как тот будет воспринимать и понимать его самого. Этот процесс называется рефлексией.

Рефлексия (лат. reflexio-отображения) - осознание субъектом того, как его воспринимает партнер по общению.

Чем глубже человек понимает другого, тем полнее и объективнее оценивает себя. Если бы человек имел полную информацию о партнере по общению, то она могла безошибочно выбирать тактику взаимодействия с ним. Но на практике никогда такого не бывает. Это заставляет «приписывать» другим причины их действий и поступков, то есть истолковывать их, прибегая к каузальной атрибуции.

Каузальная атрибуция (лат. causa-причина, attributio - приписывание) - причинное объяснение поступков партнера путем «приписывания» ему чувств, намерений и мотивов поведения.

Чаще всего это бывает при дефиците информации о партнере, что заставляет ориентироваться на «хорошую» или «плохую» человека. Как правило, каузальная атрибуция осуществляется неосознанно - на основе идентификации партнера с какой-то знакомой человеком или путем отнесения его к определенной группе лиц, о которой уже есть определенные представления. В таких случаях люди могут делать безосновательные выводы, основываясь не на причинно-следственных отношениях, а на случайных ассоциациях. Например, всех лиц с большим лбом они сочтут разумным, тучных - добродушными, тех, кто жесткие волосы, - храбрыми и т.д..

На правильность восприятия партнера по общению существенно влияет установка - предварительно сформирована готовность воспринимать другого под определенным углом зрения. Ее воздействием можно объяснить эффект ореола - приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится положительно, и отрицательных - тем, кто ему не нравится.

С установкой связано и явление стереотипизации.

Стереотипизация (лат. stereos - твердый; гр. Typos - отпечаток, форма) - привнесение в образ партнера качеств, которыми наделяют представителей определенной профессиональной или национальной группы.

Стереотипизация возникает в результате обобщения собственного опыта субъекта, к которому он присоединяет сведения, полученные из других источников. Эти сведения бывают сомнительными или даже ложными, поэтому и обобщения могут быть ложными.

На формирование образа восприятия человека может влиять и аттракция.

Аттракция (лат. attractio - привлечение) - привлекательность одного партнера по общению для другого.

Формами аттракции есть симпатия, дружба и любовь.

Итак, в ситуации общения образ партнера возникает как результат коммуникации, регулирующего процесс общения. Партнер предстает не только как человек определенного возраста, пола, но и как личность, имеет только ей присущие интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества. их познания является главной задачей межличностного понимания.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии