Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Существует очень много средств передачи информации партнеру по общению. К ним относятся речи, паузы в речи, качество голоса, тональность, жесты, мимика, пантомимика, смех, контакт глаз в визуальном общении и др.. их делят на две группы - вербальные (словесные) и невербальные.



Вербальная (словесная) коммуникация.

Одним из основных средств человеческого общения является язык - система словесных знаков, которые используются как форма существования, способ усвоения и передачи общественно-исторического опыта человечества.

Владея языком, люди обмениваются мнениями, понимают друг друга и взаимодействуют. Ее понимает как коммуникатор (тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в словах), так и реципиент (тот, кто принимает сообщение и декодирует его). Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодирования, они не могут добиться взаимопонимания и наладить совместную деятельность. Типичным примером такой неспособности является библейская легенда о Вавилонской башне, которую не удалось построить через «смешение языков».

Как средство накопления и передачи общественного опыта язык возник в процессе труда еще в период становления человека. Для передачи информации сначала употребляли членораздельные звуки, по которым закреплялось определенное значение. Сейчас благодаря языку люди могут обмениваться самыми разнообразными мыслями и овладевать сложный опыт.

Процесс практического использования языка для общения называется речью. Речь - вербальная коммуникация, средством которой есть слова.

По уровню экстериоризации речи бывает внешнее и внутреннее.

Внешнее вещание охватывает все разновидности устной и письменной речи.

Устным называют звуковое вещание, что воспринимается другими людьми с помощью слуха. Его разновидностями являются диалог и монолог.

Диалог - простейший вид устной речи. Он разворачивается как разговор между двумя или несколькими лицами. Это речь не планируют. Каждая произнесенная фраза является ответом на реплику собеседника. Особенности этого речи зависят от уровня взаимоотношений и взаимопонимания между партнерами. Диалог является сокращенным речью. В нем широко используются неречевые средства, поскольку предмет разговора известный собеседникам. Значительное влияние на его содержание имеют особенности ситуации (контекст).

Монолог-вещания одного человека в форме рассказа, доклады, лекции. Сообщение планируется заранее. Монолог может происходить перед аудиторией и без нее. Монологическая речь без слушателей, зрителей сложнее, ибо в таком случае в говорящего нет информации о том, как воспринимает сообщение аудитория. Монологическая речь требует тщательного подбора слов, четкого построения предложений, строгой логики и композиционной завершенности. В отличие от диалога монолог требует специальной подготовки.

Письменная речь - процесс общаться с отсутствующим собеседником с помощью письменных текстов.

Оно сформировалось значительно позже устное, вследствие потребности в общении людей, находящихся на расстоянии и разнесены во времени. Письменная речь возникло из пиктографии (рисуночный письма) и кипу (узелкового письма). Преодолев стадии идеографического письма (сообщения передавалось с помощью символических рисунков) и звукового письма целыми словами или складами, оно превратилось в буквенное письмо, которым пользуемся сейчас. Письменная речь является наиболее удобным и совершенным средством передачи накопленного опыта следующим поколениям. Поэтому ему предъявляют особые требования. Поскольку читатель воспринимать написанный текст позже (возможно, через века), то письменное уведомление должно быть развернутым, а мысли в нем изложены четко, точно, логично.

Внутренняя речь является видоизменением внешнего. Сложность человеческой деятельности порождает потребность заранее устно или письменно ее спланировать, построить ее содержание в голове. Внутренняя речь является средством внутренней подготовки к деятельности, механизмом речевого мышления. Поскольку человеку известен предмет его мнению, внутренняя речь очень сокращено, в нем редко используют существительные.

Содержательный аспект общения реализуется с помощью определенных средств - знаковых систем. Основным средством общения в человеческом обществе является язык. Поскольку любое сообщение не оставляет человека равнодушным, то в общение всегда включены эмоции. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевые высказывания, образует особый, невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию.

Невербальная коммуникация. К невербальных средств коммуникации принадлежат внешность человека, мимика, жесты, пространственное размещение собеседников, смех, слезы, обмен мнениями, кожно-мышечный контакт, обмен предметами, фотографиями, рисунками и др.. Эти знаковые системы дополняют, а иногда и заменяют слова. Невербальные средства широко используются для направления и усиления речевого высказывания.

Большое значение в общении имеет внешность человека, которую образуют физиономической маска, одежда, манеры.

Физиономической маска - основной выражение лица, который формируется в течение жизни под влиянием мнений, преобладающих, чувств, отношений. Ее корректируют прической, косметикой и т.п.. Одежда нередко является свидетельством профессиональной принадлежности. Стиль одежды вызывает у партнера по общению ожидания определенного поведения. Так, военная форма является основанием для надежды, что партнер - дисциплинированный человек. При установлении контакта внешность человека имеет большое значение. На ее основе создается первое впечатление, которое часто определяет дальнейшее развитие отношений.

Динамический аспект общения проявляется в мимике и жестах.

Мимика-динамический выражение лица в определенный момент общения.

Жест - социально сформирован движение, передает определенное психическое состояние. Он появился раньше, чем вербальные средства. Уже маленький ребенок с помощью жестов выражает свои потребности, желания и отношения.

Жесты человека очень разнообразны. Они бывают коммуникативными (заменяют речи в общении и могут выполнять самостоятельную функцию, например подъема при встрече руки для приветствия); жестами подчеркивания (сопровождают речи и усиливают его воздействие) модальными (служат для выражения оценки или отношение к ситуации, например вертикально поднятый большой палец руки означает высокую оценку).

Мимика и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы являются врожденными. Общественная зависимость их выражается в том, что в разных культурах те же жесты и выражения лица имеют разное значение. Например, вертикальное покачивание головой украинских воспримет как утверждение, а болгарин - как отрицание.

На результат общения влияет межличностное пространство, то есть дистанция между партнерами, их расположения. Оказалось, что чем теснее отношения между людьми, тем на меньшей расстоянии друг от друга они располагаются в процессе общения. Дистанция общения зависит от национальности, социального статуса, возраста партнеров и т.д.. Очень близка, как и слишком отдаленная, дистанции отрицательно сказываются на общении.

В американской психологии выделяют четыре дистанции общения между партнерами: интимная (до 0,5 метра), межличностная (0,5-1,2 метра), социальная (1,2-3,7 метра) и публичная (3-7 метров и больше). Изменяя дистанцию, можно усиливать или ослаблять влияние на партнера. Правильно выбранная дистанция создает благоприятные условия для общения.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии