Воображение углубляет познание человеком мира, помогает устанавливать новые свойства объектов и связи между ними. Она особенно ценна в научной и художественном творчестве. История науки знает много примеров, когда представление выступали одними из важнейших элементов научного предвидения.
Особую роль воображение играет в начале изучения научной проблемы, питая важные догадки. Так, фантастическое предположение о существовании эфира, будто заполняет всю Вселенную, которое позже отвергла теория относительности, обусловило появление волновой теории света. Очень пригодилась воображение и Д. Менделееву при создании периодической системы элементов: сначала не все места в таблице было заполнено. Тогда ученый в своем воображении предсказал не только новые, еще не открытые химические элементы, но и догадался о некоторые их свойства.
Никто и никогда не видел атомов, электронов, нейтронов и других элементарных частиц материи. Только благодаря своему воображению физики открыли их, что позволило глубже познать внутреннее строение материи.
У людей, не имеющих отношения к математике, бытует мнение, что в этой науке все утверждения строго доказываются, а потому там нет места для фантазии. Однако на этапе открытия, в процессе поисков решения математических проблем фантазия и интуиция играют большую роль. Так, Г.-В. Лейбниц, разрабатывая основы дифференциального исчисления, исходил из представления о замкнутую кривую как многоугольник с бесконечно большим количеством сторон. Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 -1630) в работе «Новая стереометрия винных бочек», подготовившей триумф интегрального исчисления, искал объем шара, считая, что она состоит из бесконечного множества конусов, вершины которых расположены в центре шара.
Не менее важной и сложной является роль воображения в художественном творчестве. С одной стороны, мир героев создает фантазия художника. С другой - образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета возникают как окончательный результат обобщения множества впечатлений, пропущенных через эмоциональную сферу личности.
Значительное место воображение и в творческой деятельности педагога, направленной на формирование всесторонне развитой личности. В связи с этим А. Макаренко утверждал, что воспитание невозможно без прогнозирования личности воспитанника.
Виды воображения. Зависимости от способа создания новых образов воображение разделяют на пассивную и активную.