Индивидуальные особенности личности, ее потребности, интересы, знания, умения, содержание основной деятельности отражаются в ее воображении, придавая ей индивидуального своеобразия, которая выражается в разной широте и содержании воображения, превосходстве определенных видов представлений, их силе, яркости
, разной действенности. Чем богаче опыт человека, чем развитые интересы и потребности, тем богаче и разнообразнее является воображение. Поэтому говорят об широкую и узкую, богатую и обедненную фантазию человека. Содержание основной деятельности определяет сферу наибольшего проявления фантазии - живопись, литература, техника и т.п., а также ее содержание. Так, в воображении художника преобладают образы цветов и форм, в воображении конструктора - зрительные образы, выражающие геометрические отношения.
Существуют индивидуальные различия по содержанию образов воображения, быстротой и легкостью их возникновения. От эмоциональности конкретного человека зависят сила, яркость и динамичность образов воображения. Преобладания определенного типа образов его воображения также обусловливается соотношением первой и второй сигнальных систем.
Анализ особенностей памяти, мышления и воображения свидетельствует, что рациональные формы познания является высшей формой познавательной деятельности. Использование языка и других знаковых систем позволяет с помощью понятий глубже познавать окружающий мир.