А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм [12].
Комплексная професиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова т.д.) учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т. п.
Аналитическая професиограмма (Е. М. Иванова) раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и ее психологическая характеристика, в результате и позволяет выделять профессионально важные качества, соответствующие данной задачей.
Психологически ориентированная профессиограмма (Е.И. Гарбер), где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение (фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных задач, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.)., Б) внутренняя картина труда (типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры обучения и опыт, психические состояния), интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).
Модульный подход в професиограф ие (В.Е. Гаврилов). Психологический модуль представляет собой "типичный элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяется на основе общности требований к человеку". Структура модуля состоит из следующих элементов: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это левая часть модуля), 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом ( например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - это правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей.