К. К. Платонов выделяет следующие основные принципы профессиоведения [12].
Принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы.
Принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально личностных свойств другими. В данном случае подчеркивается условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желаемого набора профессионально важных качеств.
Принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.
Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, нужно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.
Принцип дифференциации и типизации: необходимо учитывать внутрипрофессиональных различия, а также объединять в группы сходные по определенным параметрам профессии.
Принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.
К указанным выше принципов А. Г. Носкова добавляет еще несколько [12].
Этический принцип: важно соблюдать равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы любой профессии.
Принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно простого перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность;
Принцип целостности: профессиональная деятельность человека должна рассматриваться как целостная система, а не как механическая сумма элементарных действий, операций.
Принцип системной детерминации: необходимо учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой работает субъект труда.
Принцип деятельностного опосредования: своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.
Основные понятия и ключевые слова: Профессиограмма, психограмме, принципы профессиоведение.