Усложнение содержания организационной деятельности (развитие техники, технологий, производственных и организационных связей), структурирование производственной среды (труд становится все более специализированной и
взаимозависимости), фундаментальные изменения в философии труда (изменения в отношении к человеку, его потребностей вызвали возникновение новых ценностей в организации). Важнейшими среди них являются ценности управленческого взаимодействия на основе гуманизации и демократизации, совместной деятельности, ужесточение требований к руководителям и их деятельности, переосмысления управленческой мотивации. Происходят активное внедрение новых информационных и образовательных технологий, расширение международных контактов, оптимизация форм взаимодействия и делового общения с иностранными партнерами. Все это актуализирует значение психологических и социально-психологических факторов в управлении персоналом [38].
Управление человеческими ресурсами предполагает эффективное использование персонала, направленное на повышение эффективности деятельности организации. Это требует всестороннего учета индивидуально-психологических особенностей и возможностей людей, социально-психологических закономерностей взаимодействия людей в организации, внедрение психологических и социально-психологических технологий в процесс управления.
Психология управления человеческими ресурсами - область знаний и практической деятельности, задачей которой является учет и эффективное использование психологических особенностей и возможностей людей с целью повышения результатов деятельности организации.
В Украине этот процесс обусловлен специфическими социальными и социально-психологическими факторами (отсутствие четких социальных, экономических и социально-психологических механизмов регулирования деятельности организаций и стимулирования труда работников, отсутствие стабильных условий жизни, сложность социально-психологической ситуации - негативизм, неуверенность, ожидание социальных сдвигов, повышенная стрессогенность т.д.).
Психология управления акцентирует внимание на перечне задач управления человеческими ресурсами, которые охватывают такие направления [38]:
- Изучение уровня профессиональной компетентности, активности, отношение к делу, профессиональных возможностей персонала;
- Стабилизация и поддержание на должном уровне морально-психологического климата в организации, формирование чувства гордости за свою организацию и работу;
- Правильный подбор людей на основе их соответствия требованиям конкретной должности и целям организации, расстановка кадров на ключевые должности, сплочение персонала, сосредоточение внимания на перспективах развития сотрудников, индивидуальный подход к каждому;
- Психология планирование человеческих ресурсов, должностного роста (речь идет о психологическом оценки, формирования и прогноз кадровых изменений в организации);
- Распределение нагрузки с учетом индивидуальных возможностей работников;
- Управление выполнением производственных задач;
- Создание действенной и объективной системы аттестации работников;
- Налаживание тесных отношений руководителей с подчиненными;
- Защита организации от лиц, потенциально способных сознательно или бессознательно причинить ему вред;
- Организация работы профессиональных психологов с персоналом.
Основные понятия и ключевые слова: управление человеческими ресурсами, психология управления человеческими ресурсами.