Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Проблема личности является одной из важнейших в психологии. На современном этапе актуализируется она в сфере управления. Связано это с ростом роли и значения человеческого фактора, закономерностей человеческого поведения, а соответственно и мотивации управленческой деятельности.

 

На начальном этапе своего развития психология управления основное внимание уделяла планированию, экономике, организационно-технической сфере управления. В 70-е годы XX в. с осознанием роли организации и участников управленческой деятельности началось активное изучение основных характеристик групп, человеческого фактора, поведения личности. В центре исследований проблем управления был человек, его личностные качества, возможности, свойства. Новое видение системы управления, новый подход к управленческой деятельности стали базироваться на признании приоритета личности перед производством, прибылью, интересами организации. Такой подход существенным элементом современной культуры управления, важным фактором влияния на сознание личности, ее поступки, помыслы, желания и ожидания. Именно поэтому без психологических знаний о личности в управленческой деятельности не обойтись [38].

В процессе осмысления психологической наукой сущности личности, особенностей ее развития, самореализации, взаимодействия с внешней средой сформировались теории, которые различаются между собой методологическими подходами, исследовательским инструментарием, а соответственно и выводами. Самыми известными и употребляемыми в сфере управления являются такие психологические теории: психоанализ, бихевиоризм (поведенческая школа), гуманистическая психология, когнитивная психология.

Руководство людьми предполагает знание индивидуально-психологических свойств личности. Психология рассматривает индивидуально-психологические свойства в контексте структуры психики личности, составляющими которой являются:

познавательная (интеллектуальная) сфера;

эмоциональная сфера;

волевая сфера;

психические состояния;

психические свойства.

Первым, исходным шагом раскрытия психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности является рассмотрение закономерностей познавательных процессов в ней. Познавательные психические процессы направлены на прием, переработку и хранение информации, познания внешней среды, ориентирование в нем, поэтому их роль в жизни человека в целом и в любой профессиональной деятельности чрезвычайно важна. Это процессы ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.

Человек, познавая окружающий мир, определенным образом относится к узнаваемых предметов и явлений - с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это возможно прежде всего благодаря эмоциональным процессам. Но мы хотим себя окружить предметами и людьми, нам нравятся, к которым мы привязаны эмоционально. Мы не просто реагируем на те или иные раздражители среды, мы познаем их через ощущения и восприятия, ориентируясь на значение для нас этих раздражителей и чувствуя при этом удовлетворенность или неудовлетворенность, что и способствует дальнейшим действиям.

Принятие и реализация любых решений или сдерживания себя от конкретных действий требуют соответствующих волевых усилий человека, актуализации его воли.

Поведение и деятельность человека в любой промежуток времени зависят от его психического состояния. Психическое состояние является эффектом (следствием) психической деятельности и ее фоном. Психическая деятельность происходит в горизонте, "теле" психического состояния, которое влияет на нее. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивости, могут стать свойством личности. В психологии выделяют виды психических состояний: стресс, настроение, аффект, страх, гнев, стыд, фрустрация, радость, злость и др..

Важную роль в управленческой деятельности играют знания и учета психологических свойств личности. Психические свойства - стали, устойчивые душевные качества субъекта, обладающих закрепленность и повторяемость в структуре личности: темперамент, характер, способности, установки.

Так, знание особенностей проявления различных темпераментов необходимо при выборе профессии, комплектовании производственных коллективов, управлении организацией, управлении группой работников. Люди с сильным типом нервной системы могут выполнять ответственную, сложную, напряженную работу, готовы к экстренным действиям, сохраняют выдержку, самообладание. Люди со слабым типом нервной системы - маловитривали.

Каждому человеку кроме динамического стороны действий, проявляющихся в темпераменте, присущие существенные особенности, которые сказываются на ее деятельности и поведении. Такие психологические личности называют чертами характера. Совокупность таких устойчивых черт и является характером личности. Характер формируется в процессе социализации человека в условиях включения ее в различные социальные общности.

Важной характеристикой личности является ее способности - своеобразные свойства человека, его интеллекта, проявляются в учебной, трудовой, особенно научной и иной деятельности и является необходимым условием ее успеха. Естественной основой формирования способностей есть задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения. Задатки является необходимым, но не достаточным условием развития способностей.

Выделяют следующие виды способностей:

- Природные, которые формируются на базе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

- Специфические, формируются и обеспечивают развитие в социальной среде, среди них выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в любых видах деятельности. О наличии общих способностей судят прежде всего по уровню развития умственных качеств - гибкости, критичности, самостоятельности, широты мышления и т. п.

Специфические различия в одаренности проявляются прежде всего в направленности интересов в той или иной области человеческой деятельности, проявляясь в специальных способностях, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности (математической, технической, художественной, спортивной и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства.

Можно различать способности и по уровню их развития. Высокий уровень развития называют талантом, сверхвысокий - гениальностью.

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от общей способности к управленческой деятельности. О наличии этой способности свидетельствуют умение руководителя решать нестандартные задачи и проблемы, способность мыслить масштабно. В прямой зависимости от управленческих способностей руководителя находится эффективность работы с людьми.

Одним из центральных в психологии есть понятие «установка» - готовность человека к определенной активности, направленной на удовлетворение конкретной проблемы или их совокупности. По разным ее видов психологию управления интересует прежде социальная установка, поскольку в значительной степени она касается позиции, отношений личности в организации, регулирует социальное поведение, ценностные ориентации личности.

Ориентации диктуют человеку социально приемлемые способы поведения. В психологии управления установку используют при изучении: 1) отношение личности как члена группы к объектам, механизмов саморегуляции 2) устойчивости и согласованности социального поведения индивида при принятии управленческого решения, прогнозирования возможных форм поведения персонала при определенных обстоятельствах и т.д..

Существенной характеристикой личности является ее поведение в группе, умение контактировать и взаимодействовать с другими людьми, соблюдать групповых норм и правил. Психология пользуется понятиями, которые определяют место и особенности поведения личности в группе и в более широких социальных объединениях. Важнейшими среди них являются статус, позиция и роль [38].

Статус (лат. status - состояние, положение) - положение индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе, его права, обязанности и привилегии.

В различных группах один человек может иметь разный статус. Поскольку индивид находится во взаимосвязях различного уровня, выделяют экономический, правовой, профессиональный, политический, личностный и другие статусы личности. Более обобщенным является психологический и социальный статусы. Различают также задан и достигнут, формальный и неформальный, субъективный и объективный статусы.

Всего статус выступает как единство объективного и субъективного, личностного, как показатель признания значимости личности группой или обществом. В статусе проявляют себя групповые нормы и ценности. Главными составляющими статуса является авторитет и престиж личности.

Позиция характеризует личность как субъект общественных отношений, совокупность ее отношение к жизни в разных ее проявлениях.

Позиция (лат. positio - положение) - взгляды, представления, установки личности относительно условий ее жизнедеятельности.

В толковании этого понятия сложились следующие подходы:

социологический - объясняет позицию как нечто внешнее к личности, ее место в системе отношений, условия, в которых человек действует как личность;

психологический - рассматривает позицию как внутренний компонент структуры личности.

Функционирование понятие "роль" связано со взглядами на личность не только как на объект, но и как на субъект отношений в обществе.

Роль (франц. role - перечень) - определенная социальная, психологическая характеристика личности, способ поведения в зависимости от ее статуса и позиции в группе, обществе, в системе межличностных, общественных отношений.

Количество ролей, их диапазон определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которых вовлечена личность. Но ни одна роль не исчерпывает личности полностью, человек на протяжении своей жизни выполняет множество ролей. Постоянное выполнение одной или нескольких ролей способствует их закреплению.

В социологии, психологии выделяют следующие виды ролей: социальные (профессиональные, социально-демографические и др.), межличностные, активные (выполняемые в конкретный момент), латентные (в конкретной ситуации не обнаруживаются), организованные и стихийные.

Основные понятия и ключевые слова: структура психики личности, ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение, эмоции, чувства, воля, темперамент, характер, способности, задатки, социальные установки, мотивы, потребности, мотивация, статус, позиция , роль.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии