Проблема личности является одной из важнейших в психологии. На современном этапе актуализируется она в сфере управления. Связано это с ростом роли и значения человеческого фактора, закономерностей человеческого поведения, а соответственно и мотивации управленческой деятельности.
На начальном этапе своего развития психология управления основное внимание уделяла планированию, экономике, организационно-технической сфере управления. В 70-е годы XX в. с осознанием роли организации и участников управленческой деятельности началось активное изучение основных характеристик групп, человеческого фактора, поведения личности. В центре исследований проблем управления был человек, его личностные качества, возможности, свойства. Новое видение системы управления, новый подход к управленческой деятельности стали базироваться на признании приоритета личности перед производством, прибылью, интересами организации. Такой подход существенным элементом современной культуры управления, важным фактором влияния на сознание личности, ее поступки, помыслы, желания и ожидания. Именно поэтому без психологических знаний о личности в управленческой деятельности не обойтись [38].
В процессе осмысления психологической наукой сущности личности, особенностей ее развития, самореализации, взаимодействия с внешней средой сформировались теории, которые различаются между собой методологическими подходами, исследовательским инструментарием, а соответственно и выводами. Самыми известными и употребляемыми в сфере управления являются такие психологические теории: психоанализ, бихевиоризм (поведенческая школа), гуманистическая психология, когнитивная психология.
Руководство людьми предполагает знание индивидуально-психологических свойств личности. Психология рассматривает индивидуально-психологические свойства в контексте структуры психики личности, составляющими которой являются:
познавательная (интеллектуальная) сфера;
эмоциональная сфера;
волевая сфера;
психические состояния;
психические свойства.
Первым, исходным шагом раскрытия психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности является рассмотрение закономерностей познавательных процессов в ней. Познавательные психические процессы направлены на прием, переработку и хранение информации, познания внешней среды, ориентирование в нем, поэтому их роль в жизни человека в целом и в любой профессиональной деятельности чрезвычайно важна. Это процессы ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.
Человек, познавая окружающий мир, определенным образом относится к узнаваемых предметов и явлений - с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это возможно прежде всего благодаря эмоциональным процессам. Но мы хотим себя окружить предметами и людьми, нам нравятся, к которым мы привязаны эмоционально. Мы не просто реагируем на те или иные раздражители среды, мы познаем их через ощущения и восприятия, ориентируясь на значение для нас этих раздражителей и чувствуя при этом удовлетворенность или неудовлетворенность, что и способствует дальнейшим действиям.
Принятие и реализация любых решений или сдерживания себя от конкретных действий требуют соответствующих волевых усилий человека, актуализации его воли.
Поведение и деятельность человека в любой промежуток времени зависят от его психического состояния. Психическое состояние является эффектом (следствием) психической деятельности и ее фоном. Психическая деятельность происходит в горизонте, "теле" психического состояния, которое влияет на нее. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивости, могут стать свойством личности. В психологии выделяют виды психических состояний: стресс, настроение, аффект, страх, гнев, стыд, фрустрация, радость, злость и др..
Важную роль в управленческой деятельности играют знания и учета психологических свойств личности. Психические свойства - стали, устойчивые душевные качества субъекта, обладающих закрепленность и повторяемость в структуре личности: темперамент, характер, способности, установки.
Так, знание особенностей проявления различных темпераментов необходимо при выборе профессии, комплектовании производственных коллективов, управлении организацией, управлении группой работников. Люди с сильным типом нервной системы могут выполнять ответственную, сложную, напряженную работу, готовы к экстренным действиям, сохраняют выдержку, самообладание. Люди со слабым типом нервной системы - маловитривали.
Каждому человеку кроме динамического стороны действий, проявляющихся в темпераменте, присущие существенные особенности, которые сказываются на ее деятельности и поведении. Такие психологические личности называют чертами характера. Совокупность таких устойчивых черт и является характером личности. Характер формируется в процессе социализации человека в условиях включения ее в различные социальные общности.
Важной характеристикой личности является ее способности - своеобразные свойства человека, его интеллекта, проявляются в учебной, трудовой, особенно научной и иной деятельности и является необходимым условием ее успеха. Естественной основой формирования способностей есть задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения. Задатки является необходимым, но не достаточным условием развития способностей.
Выделяют следующие виды способностей:
- Природные, которые формируются на базе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
- Специфические, формируются и обеспечивают развитие в социальной среде, среди них выделяют общие и специальные способности.
Общие способности определяют успехи человека в любых видах деятельности. О наличии общих способностей судят прежде всего по уровню развития умственных качеств - гибкости, критичности, самостоятельности, широты мышления и т. п.
Специфические различия в одаренности проявляются прежде всего в направленности интересов в той или иной области человеческой деятельности, проявляясь в специальных способностях, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности (математической, технической, художественной, спортивной и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства.
Можно различать способности и по уровню их развития. Высокий уровень развития называют талантом, сверхвысокий - гениальностью.
Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от общей способности к управленческой деятельности. О наличии этой способности свидетельствуют умение руководителя решать нестандартные задачи и проблемы, способность мыслить масштабно. В прямой зависимости от управленческих способностей руководителя находится эффективность работы с людьми.
Одним из центральных в психологии есть понятие «установка» - готовность человека к определенной активности, направленной на удовлетворение конкретной проблемы или их совокупности. По разным ее видов психологию управления интересует прежде социальная установка, поскольку в значительной степени она касается позиции, отношений личности в организации, регулирует социальное поведение, ценностные ориентации личности.
Ориентации диктуют человеку социально приемлемые способы поведения. В психологии управления установку используют при изучении: 1) отношение личности как члена группы к объектам, механизмов саморегуляции 2) устойчивости и согласованности социального поведения индивида при принятии управленческого решения, прогнозирования возможных форм поведения персонала при определенных обстоятельствах и т.д..
Существенной характеристикой личности является ее поведение в группе, умение контактировать и взаимодействовать с другими людьми, соблюдать групповых норм и правил. Психология пользуется понятиями, которые определяют место и особенности поведения личности в группе и в более широких социальных объединениях. Важнейшими среди них являются статус, позиция и роль [38].
Статус (лат. status - состояние, положение) - положение индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе, его права, обязанности и привилегии.
В различных группах один человек может иметь разный статус. Поскольку индивид находится во взаимосвязях различного уровня, выделяют экономический, правовой, профессиональный, политический, личностный и другие статусы личности. Более обобщенным является психологический и социальный статусы. Различают также задан и достигнут, формальный и неформальный, субъективный и объективный статусы.
Всего статус выступает как единство объективного и субъективного, личностного, как показатель признания значимости личности группой или обществом. В статусе проявляют себя групповые нормы и ценности. Главными составляющими статуса является авторитет и престиж личности.
Позиция характеризует личность как субъект общественных отношений, совокупность ее отношение к жизни в разных ее проявлениях.
Позиция (лат. positio - положение) - взгляды, представления, установки личности относительно условий ее жизнедеятельности.
В толковании этого понятия сложились следующие подходы:
социологический - объясняет позицию как нечто внешнее к личности, ее место в системе отношений, условия, в которых человек действует как личность;
психологический - рассматривает позицию как внутренний компонент структуры личности.
Функционирование понятие "роль" связано со взглядами на личность не только как на объект, но и как на субъект отношений в обществе.
Роль (франц. role - перечень) - определенная социальная, психологическая характеристика личности, способ поведения в зависимости от ее статуса и позиции в группе, обществе, в системе межличностных, общественных отношений.
Количество ролей, их диапазон определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которых вовлечена личность. Но ни одна роль не исчерпывает личности полностью, человек на протяжении своей жизни выполняет множество ролей. Постоянное выполнение одной или нескольких ролей способствует их закреплению.
В социологии, психологии выделяют следующие виды ролей: социальные (профессиональные, социально-демографические и др.), межличностные, активные (выполняемые в конкретный момент), латентные (в конкретной ситуации не обнаруживаются), организованные и стихийные.
Основные понятия и ключевые слова: структура психики личности, ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение, эмоции, чувства, воля, темперамент, характер, способности, задатки, социальные установки, мотивы, потребности, мотивация, статус, позиция , роль.