В процессе экономического, промышленного развития обществ сформировались различные типы руководителя которые различались между собой принципами, культурой управленческой деятельности. Среди них исследователи отмечают следующие типы руководителя: руководитель-диктатор, руководитель-патерналист и руководитель-маклер.
Но объектом интенсивного исследования психологов фигура руководителя стала в 70-е годы XX в. - Период революции в управлении, которая расширила его сферу за пределы экономики и промышленных предприятий; способствовала совершенствованию, обновлению управленческих методов и технологий. Все это выдвигало новые требования к руководителям и их управленческой деятельности.
В отраслях психологии (социальной психологии, организационной психологии, психологии труда и др..) Еще в начале XX в. отношении руководства (лидерства) было разработано немало концепций (подходов, теорий). Рассмотрим некоторые из них [38].
Теория черт (харизматическая теория). Основные положения теории черт сводятся к обоснованию особых личностных качеств, необходимых руководителю для успешной его деятельности. В недрах теории черт зародилась харизматическая концепция, согласно которой человек рождается с задатками руководителя (лидера), руководство (лидерство) посланное отдельным личностям, как благодать, "харизма" (греч. charisma - дар, милость Божья).
Управление - это не только наука, но своеобразное искусство, утверждают сторонники этой теории. Управленец - это своего рода артист, деятельность которого основывается на его врожденном таланте. "Никто не может научиться управлять, и мы не верим, чтобы это можно было научить, - утверждал американский психолог Д. Бойд. - Искусство руководства не является чем-то, чему можно научится извне, оно идет от вашего сердца и собственной силы ".
Конкурентный подход. Предполагает наличие у руководителей особых личностных свойств, которые отличают их от других людей. Поиск этих свойств осуществляется путем сравнения групп руководителей и лиц, к ним не относятся, а также успешных и неуспешных руководителей различных должностных уровней.
Конкурентный подход, как и теория черт, руководствуются тем, что внешняя среда является неизменным, а возможности развития личности руководителя в деятельности ограничены. В рамках этих подходов разрабатывают идеальные, эталонные модели руководителя, однако по своей сути они статичны, негибкие, содержащие абсолютизированным, а иногда и недостаточно аргументированные формулировки. Кроме того, в практике осуществления руководства было немало случаев, когда лица, не обладающие "важнейшими чертами", успешно справлялись со всеми функциями лидера. Напротив, наличие этих черт не всегда превращало человека в эффективного лидера.
Ситуационная теория. Эта теория не отрицает теории черт полностью, однако утверждает, что руководство (лидерство) является продуктом ситуации. Разные ситуации групповой жизни выделяют в группе конкретных лиц, имеют преимущества перед другими хотя бы в одном качестве. А поскольку это качество необходимо в конкретной ситуации, то наделена им человек становится руководителем (лидером). Отбросив идею о врожденности качеств, представители этой теории признают возможность руководителя-лидера лучше других актуализироваться в определенной ситуации.
Черты рассматриваются лишь как одна из "ситуативных" переменных. Другие относятся: размер и структура организации, вид выполняемой деятельности, индивидуальные особенности членов организации (в частности, их ожидания), при принятии решений, психологический климат организации и др.. В одних условиях от лидера требуется одна линия поведения, в других - совсем другое.
Системный подход. Сущность системного подхода к психологии управленческого развития личности руководителя заключается в изучении исследуемого феномена как целостной системы, как совокупности отдельных компонентов, взаимодействие которых позволяет выявить новые качества и новые состояния, а их учета и использования обеспечивает эффективное функционирование всей системы. Так, на характер осуществления лидерской роли влияет взаимосвязь трех переменных: качества лидера, качества последователей или ведомых и характер ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Системный подход к психологии управленческого развития личности руководителя требует анализа развития познавательной активности личности, путей реализации ее психофизиологического, нравственного, социального, профессионального потенциала, механизмов перехода внешних воздействий во внутренние регуляторы поведения и т.д..
Качества и черты руководителя
Обоснование профессионально и интеллектуально важных, психологически и социально необходимых качеств личности руководителя является одной из актуальных проблем психологии управления.
Качества личности руководителя - стойкие характеристики, имеющие решающее влияние на управленческую деятельность.
В психологическом аспекте они зависят от характера, структуры, направленности, опыта, способностей личности, условий труда. Это сложные, многогранные феномены, конкретные проявления которых зависят от структуры личности и от воздействия различных факторов.
Чаще выделяют следующие обязательные для управленца качества [38]:
компетентность;
высокая ответственность, личное достоинство;
ощущение нового и умение идти на разумный риск, творчески решать проблемы, смелость в принятии решений;
гибкость, понимание ситуации, острое восприятие новых потребностей, чувство времени, событий;
высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все якнайдосконалише;
коммуникабельность;
внимание к подчиненным.
Среди деловых, профессиональных качеств руководителя ученые выделяют главные и важные [38].
Главными качествами являются компетентность и коммуникабельность.
Компетентность. Она касается личностных черт, умений и навыков, укоренившихся в рациональную (интеллектуальную) сферу личности.
Компетентность руководителя - наличие у руководителя специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение им своей научно-профессиональной подготовки.
Компетентность предполагает системность мышления (практический ум, скорость вхождения в проблему, способность предвидеть различные варианты выхода из ситуации, изобретательность) и наличие организаторских качеств (умение подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль).
Организаторские качества является следствием проявления определенных психологических свойств личности, к важнейшим из которых относятся:
- Психологическая избирательность (способность адекватно воспроизводить психологию группы, правильно реагировать и т.п.);
- Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их;
- Критичность и самокритичность (умение видеть недостатки в своих действиях и поступках подчиненных);
- Психологический такт (способность оптимально влиять на других людей, контактировать с ними на основе индивидуальных особенностей);
- Требовательность (способность ставить адекватные требования в зависимости от ситуации);
- Склонность к организаторской деятельности.
Коммуникабельность. Имея определенную связь с врожденными задатками личности, она является тем феноменом, который формируется, развивается в процессе ее жизнедеятельности.
Коммуникабельность руководителя (лат. communico - соединяю, сообщаю) - черта личности, которая проявляется в способности к установлению контактов, общения, товарищества.
К важным личностно деловых, профессиональных качеств руководителя относят:
c тийкисть стрессу - способность противостоять сильным отрицательным эмоциогенным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность;
нравственных качеств - честность, порядочность, принципиальность и т.п.;
предпринимательские качества - умение предвидеть и быстро оценивать ситуацию, активность, способность к взвешенному риску и т.д..