Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В процессе экономического, промышленного развития обществ сформировались различные типы руководителя которые различались между собой принципами, культурой управленческой деятельности. Среди них исследователи отмечают следующие типы руководителя: руководитель-диктатор, руководитель-патерналист и руководитель-маклер.

 

Но объектом интенсивного исследования психологов фигура руководителя стала в 70-е годы XX в. - Период революции в управлении, которая расширила его сферу за пределы экономики и промышленных предприятий; способствовала совершенствованию, обновлению управленческих методов и технологий. Все это выдвигало новые требования к руководителям и их управленческой деятельности.

В отраслях психологии (социальной психологии, организационной психологии, психологии труда и др..) Еще в начале XX в. отношении руководства (лидерства) было разработано немало концепций (подходов, теорий). Рассмотрим некоторые из них [38].

Теория черт (харизматическая теория). Основные положения теории черт сводятся к обоснованию особых личностных качеств, необходимых руководителю для успешной его деятельности. В недрах теории черт зародилась харизматическая концепция, согласно которой человек рождается с задатками руководителя (лидера), руководство (лидерство) посланное отдельным личностям, как благодать, "харизма" (греч. charisma - дар, милость Божья).

Управление - это не только наука, но своеобразное искусство, утверждают сторонники этой теории. Управленец - это своего рода артист, деятельность которого основывается на его врожденном таланте. "Никто не может научиться управлять, и мы не верим, чтобы это можно было научить, - утверждал американский психолог Д. Бойд. - Искусство руководства не является чем-то, чему можно научится извне, оно идет от вашего сердца и собственной силы ".

Конкурентный подход. Предполагает наличие у руководителей особых личностных свойств, которые отличают их от других людей. Поиск этих свойств осуществляется путем сравнения групп руководителей и лиц, к ним не относятся, а также успешных и неуспешных руководителей различных должностных уровней.

Конкурентный подход, как и теория черт, руководствуются тем, что внешняя среда является неизменным, а возможности развития личности руководителя в деятельности ограничены. В рамках этих подходов разрабатывают идеальные, эталонные модели руководителя, однако по своей сути они статичны, негибкие, содержащие абсолютизированным, а иногда и недостаточно аргументированные формулировки. Кроме того, в практике осуществления руководства было немало случаев, когда лица, не обладающие "важнейшими чертами", успешно справлялись со всеми функциями лидера. Напротив, наличие этих черт не всегда превращало человека в эффективного лидера.

Ситуационная теория. Эта теория не отрицает теории черт полностью, однако утверждает, что руководство (лидерство) является продуктом ситуации. Разные ситуации групповой жизни выделяют в группе конкретных лиц, имеют преимущества перед другими хотя бы в одном качестве. А поскольку это качество необходимо в конкретной ситуации, то наделена им человек становится руководителем (лидером). Отбросив идею о врожденности качеств, представители этой теории признают возможность руководителя-лидера лучше других актуализироваться в определенной ситуации.

Черты рассматриваются лишь как одна из "ситуативных" переменных. Другие относятся: размер и структура организации, вид выполняемой деятельности, индивидуальные особенности членов организации (в частности, их ожидания), при принятии решений, психологический климат организации и др.. В одних условиях от лидера требуется одна линия поведения, в других - совсем другое.

Системный подход. Сущность системного подхода к психологии управленческого развития личности руководителя заключается в изучении исследуемого феномена как целостной системы, как совокупности отдельных компонентов, взаимодействие которых позволяет выявить новые качества и новые состояния, а их учета и использования обеспечивает эффективное функционирование всей системы. Так, на характер осуществления лидерской роли влияет взаимосвязь трех переменных: качества лидера, качества последователей или ведомых и характер ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Системный подход к психологии управленческого развития личности руководителя требует анализа развития познавательной активности личности, путей реализации ее психофизиологического, нравственного, социального, профессионального потенциала, механизмов перехода внешних воздействий во внутренние регуляторы поведения и т.д..

Качества и черты руководителя

Обоснование профессионально и интеллектуально важных, психологически и социально необходимых качеств личности руководителя является одной из актуальных проблем психологии управления.

Качества личности руководителя - стойкие характеристики, имеющие решающее влияние на управленческую деятельность.

В психологическом аспекте они зависят от характера, структуры, направленности, опыта, способностей личности, условий труда. Это сложные, многогранные феномены, конкретные проявления которых зависят от структуры личности и от воздействия различных факторов.

Чаще выделяют следующие обязательные для управленца качества [38]:

компетентность;

высокая ответственность, личное достоинство;

ощущение нового и умение идти на разумный риск, творчески решать проблемы, смелость в принятии решений;

гибкость, понимание ситуации, острое восприятие новых потребностей, чувство времени, событий;

высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все якнайдосконалише;

коммуникабельность;

внимание к подчиненным.

Среди деловых, профессиональных качеств руководителя ученые выделяют главные и важные [38].

Главными качествами являются компетентность и коммуникабельность.

Компетентность. Она касается личностных черт, умений и навыков, укоренившихся в рациональную (интеллектуальную) сферу личности.

Компетентность руководителя - наличие у руководителя специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение им своей научно-профессиональной подготовки.

Компетентность предполагает системность мышления (практический ум, скорость вхождения в проблему, способность предвидеть различные варианты выхода из ситуации, изобретательность) и наличие организаторских качеств (умение подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль).

Организаторские качества является следствием проявления определенных психологических свойств личности, к важнейшим из которых относятся:

- Психологическая избирательность (способность адекватно воспроизводить психологию группы, правильно реагировать и т.п.);

- Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их;

- Критичность и самокритичность (умение видеть недостатки в своих действиях и поступках подчиненных);

- Психологический такт (способность оптимально влиять на других людей, контактировать с ними на основе индивидуальных особенностей);

- Требовательность (способность ставить адекватные требования в зависимости от ситуации);

- Склонность к организаторской деятельности.

Коммуникабельность. Имея определенную связь с врожденными задатками личности, она является тем феноменом, который формируется, развивается в процессе ее жизнедеятельности.

Коммуникабельность руководителя (лат. communico - соединяю, сообщаю) - черта личности, которая проявляется в способности к установлению контактов, общения, товарищества.

К важным личностно деловых, профессиональных качеств руководителя относят:

c тийкисть стрессу - способность противостоять сильным отрицательным эмоциогенным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность;

нравственных качеств - честность, порядочность, принципиальность и т.п.;

предпринимательские качества - умение предвидеть и быстро оценивать ситуацию, активность, способность к взвешенному риску и т.д..



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии