Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Самооценка личности - результат оценки человеком своих качеств, себя, уровня успешности собственной деятельности, оценки своей личности другими людьми, исходя из системы ценностей человека. Самооценка - субъективное образование

в человеческой психике, но оно является отражением норм и оценок, существующих в обществе и в межличностных отношениях.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, cтвердиты себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. По оптимальной, адекватной самооценки субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой реальные цели, которые можно достичь реально. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реального видения себя, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаний. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки "высокий уровень" и "выше среднего уровня" (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также "средний уровень" (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию) . Но самооценка может быть неадекватной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное "отталкивание" всего нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех оценивается как следствие какого-то подвоха или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это является следствием ошибок, лени, недостаточности знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - эффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел (увеличивается при успехе и снижается при неудаче), то это может способствовать развитию личности, так как она вынуждена прилагать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию рвения, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодоступных целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс саморегуляции, искажают самоконтроль. Особенно заметно это проявляется в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям, слишком резкие и необоснованные высказывания в их адрес, нетерпимость к чужому мнению, проявления высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного своего промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из лучших побуждений, но это все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое "пиление". Когда в тебе видят плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Выше упоминалось об эффекте неадекватности. Этот психическое состояние возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это поднимает человека в его собственных глазах и позволяет избегать недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, то есть вплотную заняться самосовершенствованием. Это не лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается немедленно или через некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, имеющими иные представления о данной личности, ее способности, возможности и ценность для общества. Аффект неадекватности - это психологическая защита, он является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита подходит как прием, как средство решения актуальной задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегических целей, рассчитанных на всю жизнь.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется очень трудно, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку "поднять" неадекватно заниженную самооценку, помочь ей поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Самооценка личности - достаточно стала характеристика человека, формируется в детстве и остается на определенном уровне (завышенная, нормальная, занижена) в течение всей жизни. Но в ней есть и динамическая часть, которая изменяется в процессе деятельности человека.

От чего зависит самооценка? Конечно, на самооценку определенной степени влияют мнения, оценки других людей, некоторые (довольно хаотические) психологические знания, полученные человеком. Но определяющими в формировании самооценки является, во-первых, реальные успехи, достижения в деятельности человека. Во-вторых, самооценку определяет уровень требований, которые человек предъявляет к себе. Именно от уровня требований, от того, на что человек считает себя способным, чего она считает возможным достичь, в наибольшей степени зависит самооценка личности.

Рассмотрим это на примере. От чего зависит динамика самооценки? Представим себе, что три вчерашних выпускники школы стали абитуриентами ВНТУ. Первый из них закончили, допустим, сельскую не слишком престижную городскую школу, больших успехов в учебе не проявлял, считал, что вступление в высшее учебное заведение - не для него. Но все-таки решил рискнуть и неожиданно для себя был зачислен в ряды студентов. Второй абитуриент - человек достаточно подготовлена, он закончил подготовительные курсы при ВНТУ, достаточно упорно готовился к поступлению именно в технический университет и достиг своей цели, став студентом ВНТУ. Наконец, еще один юноша, его считают очень способным и он разделяет чрезвычайно высокую оценку своего интеллекта и уровня знаний, вынужден подать документы в ВНТУ, потому что родители не в состоянии обеспечить его материально, если он поедет учиться в ближнее или дальнее зарубежье. По результатам собеседования или экзамена он тоже зачислен в университет.

Как изменится самооценка юношей, имеющих одно и то же реальное достижение - поступление в университет?

У первого абитуриента самооценка резко возрастет, в другой - тоже повысится, но не так сильно. И, наконец, у третьего она останется неизменной или даже уменьшится.

Как оказывается определенный уровень самооценки в поведении?

Уровень самооценки приводит много проявлений человеческого поведения. Уверенность-неуверенность, оптимизм-пессимизм, альтруизм-эгоизм - все это и многое другое зависит от уровня самооценки. Но больше всего влияет уровень самооценки на стремление человека и способность ее к лидерству.

В самом общем виде можно считать, что уровень самооценки прямо пропорционален возможности быть лидером и реализации. Это обстоятельство следует учитывать не только в производственных условиях, скажем, исследуя самооценку официального, формального лидера (руководителя) и его заместителя или члена группы, которого она признает неформальным лидером, но и в других группах, скажем, дружеских компаниях.

Интересным может быть исследование уровня самооценки членов определенной семьи. Если мы имеем дело с уже постоянными, определенными родственными отношениями, информация об уровне самооценки позволит определить скрытые механизмы взаимоотношений, особенно конфликтных. Если же речь идет о людях, которые собираются вступить в брак, знания уровня самооценки невест (а также будущих тещи и свекрови) позволяет сделать прогноз относительно перспектив отношений во вновь семьи.

Как формируется уровень самооценки? Определенный уровень самооценки формируется в детстве. В этом определенную роль играют личностные характеристики, в первую очередь тип темперамента человека. Второй составляющей формирования самооценки являются те отношения, которые сложились в семье, жесткий или, наоборот, мягкий принцип воспитания.

Важно, чтобы подход к каждому ребенку был таким, который учитывает особенности ее типа нервной системы, и чтобы родители стремились воспитать ребенка, который способен адекватно оценить себя.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии