Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Американский психолог А. Маслоу, один из основателей гуманистической теории личности, главной характеристикой личности считал стремление к самоактуализации, самовыражения, раскрытия тенденций к творчеству и любви, в основе

которых лежит гуманистическая потребность приносить людям добро. Он утверждал, что человеку, как и животному, не свойственные врожденные инстинкты жестокости и агрессии, как считал с. Фрейд. Напротив, в людях заложен инстинкт сохранения своей популяции, заставляет их помогать друг другу. Потребность в самоактуализации своих возможностей и способностей свойственна здоровому человеку, в большей степени - выдающимся людям. ядро личности образуют гуманистические потребности в добре, нравственности, доброжелательности, с которыми рождается человек и которые он может реализовать в определенных условиях.

Данный подход использовал Абрахам Маслоу в своей теории самоактуализации, которая описывает наиболее полную реализацию талантов, способностей и возможностей человека в обществе - на работе, в кругу семьи и друзей, исследует особенности жизни, деятельности и общения духовно здоровых, творческих и счастливых людей, исследует "людей, которые чувствуют, что их любят, и они способны любить, чувствуют себя защищенными и способными защищать, чувствуют уважение со стороны окружающих и уважают себя и других" (А. Маслоу). Таких людей и изучал Абрахам Маслоу, пытаясь наметить предельные возможности человеческого развития. К последним особенно важно стремиться в дисгармоничного, неустойчивом обществе, где масштаб личности определяется ее способностью преодолеть неблагоприятные условия окружающей жизни.

Зная уровень своего стремления к самоактуализации, личность всегда может более четко определить стратегию жизненного пути и оценить успехи, степень которых, как считает Абрахам Маслоу, не столько расстояние до финиша, сколько промежуток, который пройден от момента старта. однако эти потребности в самоактуализации удовлетворяются лишь при условии удовлетворения других потребностей и, прежде всего, физиологических. Иерархию потребностей, согласно Маслоу, составляют:

1) физиологические потребности - ниже, управляемые органами тела, такие потребности, как дыхание, пищевые, сексуальные, отдых;

2) потребность в безопасности - стремление материальной надежности, здоровье, обеспеченности в старости, жизненной стабильности;

3) потребность в любви, принятии, включенности в группу;

4) потребность в уважении и самоуважении;

5) потребность в самоактуализации - развитие личности, реализации способностей и талантов, в осмыслении своего назначения в мире.

если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень своего саморазвития.

Личности, самоактуализирующейся, присущ ряд особенностей:

1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и понимать его);

2) принятие других и себя ("я делаю свое, ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я уважаю и принимаю тебя таким, какой ты есть ");

3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

7) различение цели и средств, зла и добра ("Не любое средство хорошо для достижения цели");

8) спонтанность, естественность поведения;

9) юмор;

10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, творчество во всех сферах жизни;

11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем, своего опыта, понимание своих возможностей.

Первую попытку измерить уровень самоактуализации осуществила ученица Маслоу Эверетт Шостром, опубликовавшей в 1963 году опросник РОI (Personal Orientation Inventory). В него вошли две основные шкалы личностного ориентации: первая (временная), которая показывает на сколько человек склонен жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пытаясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), которая измеряет способность личности опираться на себя, а не на ожидание или оценки других людей. Кроме того, было еще 10 дополнительных шкал, измеряли такие качества, как самоуважение, спонтанность, способность к творчеству, бытийные ценности, позитивность взглядов на природу человека и др..

Опросник Э.Шостром был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л. Я. Гозлином, Ю. Е. Алешина, М.В. Загикою и М.В. Кроз) и напечатан в 1987 году под названием "Самоактуализацийний тест".

Ниже предлагается еще одна адаптация теста POI - опросник САМОАЛ. Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем постиндустриальном обществе. Кроме того, существенные изменения произошли в структуре опросника (типы шкал) и формировании диагностических суждений. Первый вариант САМОАЛ создавался в 1983-1994 г.г. и в его стандартизации и валидизации принял участие психолог А. В. Лазукин.


Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии