Американский психолог А. Маслоу, один из основателей гуманистической теории личности, главной характеристикой личности считал стремление к самоактуализации, самовыражения, раскрытия тенденций к творчеству и любви, в основе
которых лежит гуманистическая потребность приносить людям добро. Он утверждал, что человеку, как и животному, не свойственные врожденные инстинкты жестокости и агрессии, как считал с. Фрейд. Напротив, в людях заложен инстинкт сохранения своей популяции, заставляет их помогать друг другу. Потребность в самоактуализации своих возможностей и способностей свойственна здоровому человеку, в большей степени - выдающимся людям. ядро личности образуют гуманистические потребности в добре, нравственности, доброжелательности, с которыми рождается человек и которые он может реализовать в определенных условиях.
Данный подход использовал Абрахам Маслоу в своей теории самоактуализации, которая описывает наиболее полную реализацию талантов, способностей и возможностей человека в обществе - на работе, в кругу семьи и друзей, исследует особенности жизни, деятельности и общения духовно здоровых, творческих и счастливых людей, исследует "людей, которые чувствуют, что их любят, и они способны любить, чувствуют себя защищенными и способными защищать, чувствуют уважение со стороны окружающих и уважают себя и других" (А. Маслоу). Таких людей и изучал Абрахам Маслоу, пытаясь наметить предельные возможности человеческого развития. К последним особенно важно стремиться в дисгармоничного, неустойчивом обществе, где масштаб личности определяется ее способностью преодолеть неблагоприятные условия окружающей жизни.
Зная уровень своего стремления к самоактуализации, личность всегда может более четко определить стратегию жизненного пути и оценить успехи, степень которых, как считает Абрахам Маслоу, не столько расстояние до финиша, сколько промежуток, который пройден от момента старта. однако эти потребности в самоактуализации удовлетворяются лишь при условии удовлетворения других потребностей и, прежде всего, физиологических. Иерархию потребностей, согласно Маслоу, составляют:
1) физиологические потребности - ниже, управляемые органами тела, такие потребности, как дыхание, пищевые, сексуальные, отдых;
2) потребность в безопасности - стремление материальной надежности, здоровье, обеспеченности в старости, жизненной стабильности;
3) потребность в любви, принятии, включенности в группу;
4) потребность в уважении и самоуважении;
5) потребность в самоактуализации - развитие личности, реализации способностей и талантов, в осмыслении своего назначения в мире.
если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень своего саморазвития.
Личности, самоактуализирующейся, присущ ряд особенностей:
1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и понимать его);
2) принятие других и себя ("я делаю свое, ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я уважаю и принимаю тебя таким, какой ты есть ");
3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
7) различение цели и средств, зла и добра ("Не любое средство хорошо для достижения цели");
8) спонтанность, естественность поведения;
9) юмор;
10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, творчество во всех сферах жизни;
11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем, своего опыта, понимание своих возможностей.
Первую попытку измерить уровень самоактуализации осуществила ученица Маслоу Эверетт Шостром, опубликовавшей в 1963 году опросник РОI (Personal Orientation Inventory). В него вошли две основные шкалы личностного ориентации: первая (временная), которая показывает на сколько человек склонен жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пытаясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), которая измеряет способность личности опираться на себя, а не на ожидание или оценки других людей. Кроме того, было еще 10 дополнительных шкал, измеряли такие качества, как самоуважение, спонтанность, способность к творчеству, бытийные ценности, позитивность взглядов на природу человека и др..
Опросник Э.Шостром был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л. Я. Гозлином, Ю. Е. Алешина, М.В. Загикою и М.В. Кроз) и напечатан в 1987 году под названием "Самоактуализацийний тест".
Ниже предлагается еще одна адаптация теста POI - опросник САМОАЛ. Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем постиндустриальном обществе. Кроме того, существенные изменения произошли в структуре опросника (типы шкал) и формировании диагностических суждений. Первый вариант САМОАЛ создавался в 1983-1994 г.г. и в его стандартизации и валидизации принял участие психолог А. В. Лазукин.