Машина - это механизм или сочетание механизмов, осуществляющих целесообразные движения для преобразования энергии или выполнения работ.
В зависимости от назначения машины можно разделить на:
машины - двигатели и рабочие машины (машины орудия).
Машина - неживой преобразователь продукта в полезную для человека продукцию. Машина имеет иерархическую структуру.
Изделие - продукт конечной стадии производства, принадлежащий изготовлению на предприятии.
Деталь - это изделие изготовлено из однородного по наименованию и марке материала без использования сборочных операций.
Построение машин осуществляется путем соединения деталей. По функциям, которые выполняют различные поверхности деталей в машине, их можно разделить на 4 вида: исполнительные поверхности, основные и вспомогательные базы и свободные поверхности.
Исполнительные поверхности - это поверхности или их сочетание с помощью которых машина выполняет свое служебное назначение.
Пример: на рис. 1.2а - передний конец шпинделя (1.2.3) конус пиноли задней бабки (4); поверхности резцедержателя (4.6); в шпинделя, кроме названных, исполнительными также: подшипниковые шейки, их торцы, боковые поверхности шлицев, или шпоночных пазов; в ЗК - отверстие, один из торцов ступицы боковая поверхность шпоночного паза, боковые
поверхности зубцов; в электродвигателя - передний конец вала, рабочие поверхности статора и ротора.
Исполнительными поверхностями зубчатой передачи что рассматривается как механизм, является сочетание двух рабочих поверхностей зубов пары зубчатых колес, работающих совместно.
Основные базы - поверхности детали, которые определяют ее положение в изделии.
Пример: на рис. 1.2б: в вала - подшипниковые шейки 1,2 и торец 3; в 3К - отверстие 4. торец 5 и боковая поверхность шпоночного паза; у крышки - цилиндрическая центрируя поверхность 7, ее торец 6 и поверхность одного из отверстий для пропуска болтов крепления крышки.
Вспомогательные базы - поверхности детали, которые определяют положение присоединяемых к данной детали всех остальных деталей.
Пример: рис.1.2б у корпуса - это отверстия под подшипники; в вала - шейка 4, торец 5, шпоночные пазы, шейка 8 и торец 9.
Свободные поверхности - поверхности детали которые при работе в машине не контактируют с поверхностями других деталей. Свободные поверхности помогают ранее растянутым поверхностям предоставлять детали нужных конструктивных форм, которые требуют их служебным назначением (рис.1.2б, поверхности корпуса 11.12, крышки - 13, торец вала 14 и т.п.)
Сборочная единица (СО) - это часть изделия, которая составляется отдельно и в дальнейшем участвует в процессе составления как одно целое.
Рассмотреть рис.1-1.
Агрегат - это СО, которой присущи такие свойства:
- Полная взаимозаменяемость;
- Возможность составления отдельно от других составных частей изделия;
- Способность выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно.