Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Наука - это познание действительности, или сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в теоретической систематизации объективных знаний об объективном мире.



Результат научной деятельности заключается в совокупности знаний, которые лежат в основе объективной картины мира. Фактами существования той или иной науки являются работы по ее истории, монографии, пособия, учебники, статьи в научных журналах и т. п.

В понятие науки входят не только знания о мире, полученные в рамках данной науки, но и все ее методические достижения, с помощью которых полученные знания. Итак, наука включает знания о предмете своего исследования и знания о методах и его истории.

Метод научного исследования - это система умственных и практических операций, которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.

Функция метода заключается в том, что с его помощью получают новую информацию об окружающей действительности, уходят в сущность явлений и процессов, раскрывают законы и закономерности развития, формирования и функционирования объектов, которые исследуются. От качества метода, правильности его применения зависит истинность полученного знания [Шаблий, 2003].

Рассматривая метод науки, то примерно до начала ХХ в. в науке доминировала концепция "онтологизма", когда ученых больше интересовали факты о предметах исследования, представления о сущности процессов и явлений. Например, в географии проявлялся интерес, прежде всего, к "белых пятен" на географических картах. В эпоху информационно-технологической революции в ХХ в. чаще проявляется концепция "гносеологизму", то есть интерес к методологии и методов. Ученые признают, что метод и процесс познания не менее важны, чем собственно знания о мире.


Зрелая наука - это система с развитой системой знаний об эволюции идей и методы исследования.

Известный британский философ К. Поппер выделил в нашем существовании три мира:

- Первый - мир объективных знаний;

- Второй - субъективный мир опыта (опыт повседневной поведенческого среды);

- Третий, знания, накопленные в книгах, компьютерах и других средствах информации, которые в своем вещевом воплощении входят в состав первого мира.

Знания, которые хранятся в третьем мире, доступны современным и будущим поколениям исследователей независимо от того, когда они получат эти знания.

Непосредственно к задачам науки относятся описание (характеристика), объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения данной науки. Наука имеет не только познавательное (фундаментальное) значение, но и направлена на решение конкретных практических задач.

В науковедении возникло представление о науке как сложную совокупность нормативных систем. В нормативных систем прежде всего относятся представления о предмете науки, существующие методы исследования, способы организации знаний. Наука на определенном отрезке времени достаточно сильно соответствует определенным нормам, является застандартизова-ной, а научная деятельность представляет собой действия согласно нормативам или образцов.

Американский науковед Томас Кун доказал нелинейность развития любой науки. Он открыл циклы чередования экстенсивных и интенсивных периодов развития науки.

Экстенсивная наука базируется на определенной парадигме (с франц. - Пример, образец), то есть на определенной теоретической концепции. Парадигма дает научному обществу модель постановки проблем и способов их решения. Однако на определенном периоде существования науки возникают аномалии, отклонения от ожидаемых результатов. Начинается интенсивный период развития науки. Возникает скачок в познании мира.

Просмотр парадигм, традиций - это постоянный процесс и признак развития любой науки. Основной признак, по которому одна наука отличается от другой, - предмет ее исследования, который существенно отличается от объекта исследования. Многие ученые считают, что объект науки - понятие более широкое и фундаментальное, чем ее предмет.

По мнению Шаблия А. И. объектом науки в целом есть определенный фрагмент (часть) реальности - предметной или духовной, на который направлено его внимание (рефлексия) и опосредованного системой понятий и категорий, а также методами исследования [Шаблий, 2003]. Так, объектом исследования в региональной географии выступает широкий пространственный диапазон географических образований:


- Выделены по разным принципам и критериям макрорегиона мира;

- Группы государств;

- Отдельные страны;

- Районы.

Объект исследования не исчерпывает проблему определения предмета исследования. Каждая наука исследует определенную сторону объекта - его свойства (черты), отношение, процессы. Предметом науки называется та сторона объекта, на исследование которой обращена главное внимание науки. Без ответа на вопрос, какие свойства, и связи объекта изучать, невозможно составить программу исследования. Итак, вопрос предмету - это основной вопрос конкретной науки. Для того, чтобы уверенно поставить проблему и задачи, а также составить программу исследования, необходимо знать, на что направлено исследование и где проходят его границы.

Предметную область современного страноведения целесообразно рассмотреть подробнее. Стоит отметить, что в географии возникают процессы, которые являются разнонаправленными, однако взаимосвязанными: дифференциация и интеграция.

Процесс дифференциации подтверждается появлением новых наук - социальной, культурной, психологической (поведенческой), рекреационной географии.

Однако при междисциплинарных исследованиях такой подход невозможно. Не случайно интеграционные тенденции в современной географии не находят конкретного проявления. Остается только комплексное страноведение, направленное на сохранение целостности всей географии.

Отраслевые экономико-географические дисциплины в своей методологии опираются исключительно на специфику отраслей. Однако каждая отрасль - это не самоцель развития, а лишь элемент такой большой системы, как хозяйство страны, в котором регресс отдельных отраслей может быть прогрессивным в силу прогресса трансформации хозяйства в целом.

Краинознавець, опираясь на комплексный подход, видит отрасль в контексте развития хозяйства как системы.

Страноведение является наукой и учебной дисциплиной, которая комплексно изучает страны и регионы мира, исследует, систематизирует и обобщает данные об их природе, населении, внутренние пространственные различия [Масляк, 2008].

Объектом изучения страноведения являются страны как основные единицы современной социально-политической организации мира, а также их большие части (районы, штаты, области, провинции и т.д.) и различные межгосударственные региональные и глобальные группировки.

Страны и регионы мира изучает не только страноведение, они являются объектом изучения и истории, географии, философии, обществознанию, культурологии, социологии, геологии и других наук и учебных дисциплин. Каждая из них исследует лишь определенную сторону объекта, т.е. его конкретные свойства, явления, процессы и отношения. И составляющая объекта, на которую больше направлено внимание той или иной науки и называется ее предметом.

Предметом страноведения являются страны и регионы мира как единые системы, состоящие из разнородных, но взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое на мировой политической арене. Страноведение интегрирует в себе универсальные знания о странах, отражая целостную картину бытия основных единиц социально-политической организации мира. Системной универсальностью предмета страноведения являются следующие утверждения:

- Все сферы функционирования общества любой страны тесно взаимосвязаны между собой;

- Невозможно получить целостной картины того или иного государства или региона при изъятии того или иного ее элемента (сферы, региона);

- Большое значение имеет взаиморасположение стран и регионов относительно друг друга в географическом (геополитическом) пространстве;

- Страны и межгосударственные образования существуют в частую, который вместе с пространством определяют бытие людей, народов и обществ;

- Любая система (страна) состоит из подсистем более низкого иерархического уровня, к которым преимущественно относятся территориально-управленческие системы (штаты, губернии, области, провинции и т.д.);

- Функционирование территориальных образований (стран и регионов) происходит постоянным изменением их состояний вследствие как внутренней, так и внешней взаимодействия элементов [Масляк, 2008].

Конкретными объектами исследования страноведения являются отраслевые (территориальные) или пространственно-территориальные формы организации стран в целом или отдельных их частей.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии