Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Немецкая школа описательного государствоведения зародилась в немецких университетах в XVII - XVIII вв. Все, кто учились в университетах должны были учить наизусть многочисленные сведения о страны и города, территории

, населении, хозяйстве, государственном устройстве, армию, финансы и др.. Характерными чертами этого направления была перегруженность фактами и слабость пространственного анализа связей между ними.

Близкими к немецкому страноведения были коммерческая география и коммерческое страноведение, есть товароведение в его географической интерпретации. Поскольку внешняя торговля стран-метрополий, имевших заморские колонии, требовала защиты, то в коммерческую географию включались и вопросы военной географии. Однако эти научные школы не определили основное направление эволюции страноведения.

Антропогеографии сформировалась как научная школа в середине XIX в. Название ввел немецкий ученый Ф. Ратцель, хотя направление развивалось еще быстрее.

Ратцель, который является автором "антропогеографии" и "Политической географии", сформулировал задачу антропогеографии как изучение расселения во взаимосвязи с различиями окружающей географической среды, а также образа жизни людей, возникающего в процессе расселения.

Французская школа географии человека конца XIX - начала XX в. характеризуется четко выраженным страноведческого направления. Его представитель Видаль де ла Блаш известен прежде всего своим шедевром "Картины географии Франции". В ней, в частности, он сравнивает страну с личностью. Поэтому человеку в этой школе географии отводилось особое место.

Это первая отличительная черта французской школы - гуманистический подход. Вторая черта - большое искусство описания.

Во французском страноведении отсутствовала четкая и обоснованная схема характеристики территории. Материал излагался так, чтобы читатель почувствовал "аромат" территории. Принцип был таким. Выбирались наиболее впечатляющие детали, которые влияют на воображение, и они сближались между собой в тексте. Наряду часто относились далеки друг от друга факты, например, политические, археологические и климатические.

Интересны мысли ученого о географическую специфику территории. Он отмечал взаимной гармонии между ландшафтом и человеческой деятельностью. Выражением взаимодействия природы и человека при адаптации человека к природе Видаль де ла Блаш считал "образ жизни", который он называл "первичным основным" предметом исследования. Стоит отметить, что географы французской школы страноведения изучали в первую очередь внешние проявления в ландшафте деятельности человека. Поэтому в работах школы основной акцент ставился на сферу, в которой человек был тесно связан с природой, больше от нее зависела. Промышленные районы и крупные города, как правило, не изучались.

Страноведческие-краеведческий направление французской школы географии не отличался глубоким теоретическим обоснованием. Развитие идей концептуального уровня Видаля поддержал его ученик Ж. Брюн. И. А. Витвер отмечает два основных принципа географии человека, развитых Брюн.

Первый - "принцип человеческой деятельности", в процессе которого непрерывно меняются географические факты.

Второй - "принцип взаимосвязи", который означает сборки (формирования) географического объекта в результате взаимодействия отдельных элементов, а также взаимодействия данного района или страны с другими районами, странами, с мировым хозяйством. Брюн подчеркивал, что "география - не инвентарь, а история; не перечисление, а система" [Витвер, 1998, с. 519].

Русский ученый Н. Баранский считал страноведение пространственной наукой, подчеркивая чрезвычайном влияния среды на развитие общества. Главной проблемой в страноведении Н. Н. Баранский считал проблему исследовательского синтеза.

Единого взгляда на содержание страноведения как научной дисциплины нет. Можно выделить следующие трактовки страноведения:

- Наука, изучающая конкретные территории в отличие от отраслевой географии;

- Наука, которая изучает весь комплекс географических явлений на определенной территории, в отличие от отраслевой географии, изучающая определенную часть географической оболочки в масштабах всей планеты;

- Наука, которая изучает весь комплекс географических явлений на определенной территории, но только в пределах физического или общественной географии;

- Организационная форма объединения разнообразной информации об определенной страну или район.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии