Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Чтобы повысить эффективность управления собственной территорией, любые государства, кроме карликовых, осуществляют собственный разделение на отдельные части - внутренние административно-территориальные

единицы: области, штаты, провинции, края, департаменты, губернии, районы, регионы, волости и т.п.. На их основе создаются и действуют местные органы государственной власти и управления.

Административно-территориальное устройство любого государства обусловлен как самой его организационно-социальной природой, так и традициями исторического развития страны, задачей и целью органов власти. Последнее делает изменение (реформу) административно-территориального устройства, с учетом определенных политических сил, находящихся у власти, или с целью достижения оптимальной организации и функционирования политического и хозяйственного механизма государства.

Структура, принципы, логика, иерархия административно-территориального устройства служат основой организации соответствующих структур государственной власти. На низком иерархическом ступени, т.е. ближе к людям, являются органы местного самоуправления. Они решают проблемы повседневной жизни общины и вопросы обеспечения населения водой, светом, теплом, утилизации отходов, поддерживают в надлежащем состоянии внутренние коммуникации и т.п..

На высшем иерархическом уровне действуют территориальные органы государственной власти. Они достаточно жестко подчинены центральным институтам государства или, по сложной иерархической структуры, соответствующим органам вышестоящей административно-территориальной единицы. Их функции намного сложнее.

Принципы внутреннего территориального деления федеративных и унитарных государств различаются. В первых каждый из субъектов федерации имеет не только собственную систему органов власти, но и систему права, в том числе, как правило, собственную конституцию. Унитарные государства лишены внутреннего политико-территориального деления. Их административно-территориальное деление унифицированный, действует единая система права, существует четкая иерархическая система централизованной власти. Для небольшой или средней по размерам государства такая система наиболее эффективна. В большинстве стран мира выделяется от 2 до 4 уровней иерархии административно-территориальных единиц. В Европе, а также во многих других странах мира образцовой считается четырехуровневая, французский, система (департамент, округ, кантон, коммуна).

Во многих унитарных странах выделяют города и территории особого статуса. К таким территориям относятся, например, Нахичеванская АР в Азербайджане, АР Крым в Украине, автономные области Валле-д'Аоста, Трентино Венеция-Джулия, Сардиния в Италии, Абхазия, Аджария и Южная Осетия в Грузии. Во многих странах выделены столичные округа или регионы, в которых сосредотачиваются все центральные органы власти, сфокусированы все внутригосударственные административно-управленческие связи. Особую роль во всех государствах играет столица, которая является не только главным городом, административно-политическим центром, но и своеобразным символом государства и нации.


Значение столицы в жизни любой страны очень велико и во многих случаях постоянно растет. В подавляющем большинстве государств столица является не только сосредоточением органов государственной власти и государственного управления, судебных, военно-стратегических и других учреждений, но и основным экономическим центром страны. Иногда эти функции даже гипертрофированные. Так, более половины промышленной продукции такой большой страны, как Аргентина, производится в Большом Буэнос-Айресе.

Столица государства преимущественно выполняет и больше функций, поэтому от других городов государства она отличается большим притягательной силой, что влечет граждан, возможностями полно себя реализовать. Конечно, важнейшей функцией столице есть управления политической деятельностью страны, как внутренней, так и внешней. Для ее выполнения столица должна быть обеспечена лучшей инфраструктурой транспорта и связи.

История становления столицы - это история утверждения государственности. Каждая столица имеет свою историю. По происхождению в мире можно выделить следующие группы столиц: родовые, исторические города, ситуативные столицы, искусственные столицы, политические столицы.

Первая столиц - это бывшие родовые владения князей, королей, гетманов т.д.. Они были хорошо укрепленными населенными пунктами и потому становились столицами. Это были, как правило, не самые города и со временем свой статус столицы они теряли. В Европе самыми известными из таких городов является испанское Толедо, польский Краков, украинский Чигирин и Батурин.

Самыми распространенными и устойчивыми являются столицы - исторические города. Они возникли как политические и управленческие центры вполне объективно, благодаря выгодному географическому положению, в государствах, которые рождались. Это Лондон, Рим, Париж, Киев, Будапешт, Прага, Стокгольм, Москва и др..

Ситуативные столице создаются при экстремальных ситуаций в стране, какими могут быть войны или масштабные природно-климатические катаклизмы. Например, в период агрессии российских войск на территории Украины и захват ими Киева в начале 20-х годов XX в. столицу перенесли в Каменец-Подольского. Оккупация Парижа немецкими войсками во время второй мировой войны вызвала переноса столицы Франции в г. Виши. Такой же столицей был город Чунцин в Китае.

Искусственные столицы - это преимущественно созданы колониальной администрацией центры управления, захваченными метрополией владениями других государств и наций. Если впоследствии метрополии приобретают независимость, эти искусственные столицы могут превратиться в полноценные столице новых независимых государств. В Украине во времена российского имперского господства в разные периодами искусственно созданными Россией столицами Украины были Глухов и Харьков.

Политические столице создаются в том или ином государстве ради решения различных политических проблем, в частности достижения политического равновесия между отдельными ее регионами. С этой целью столицу строят или на грани антагонистических регионов, или же выносят ее как форпост общегосударственной политики в самое сердце одного из проблемных регионов. Политических столиц в мире не так уж и мало, и их количество продолжает расти. Самыми известными являются Вашингтон, Оттава, Абуджа, Канберра, Анкара, Бразилиа. Строительство последней вообще имело целью ускорения экономического освоения внутренних малозаселенных районов Бразилии. И возложенные на нее функции новая столица успешно выполнила.


Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии