Совокупность городских поселений страны (региона), особенно крупных и средних, вместе с линиями коммуникаций между ними образует опорный каркас городского расселения. Идею опорного каркаса территории
выразил М. Баранский. По его мнению, в экономической географии основной рисунок страны или района образуют дороги и города. С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть - это каркас, на котором держится все остальное, он формирует территорию, придает ей определенной конфигурации. Идею, понятия и концепции опорного каркаса развил российский ученый Г.Лаппо. Узлы и линии опорного каркаса создают вершины и хребты экономического рельефа территории.
М.Баранський синтезировал территориальные признаки страны или района, создав образ, который предшествовал таким фундаментальным понятием, как "территориальная структура", "территориальная организация".
В своей монографии П.Полян доказал, что опорный каркас расселения отражает важнейшие (не второстепенные) географические особенности страны, причем особенности не только размещение производительных сил, но и физико-географических условий, в частности орографии, гидрографической сети, конфигурации территории и т.д.
Наиболее распространенными являются следующие опорные каркасы расселения:
- Центровой, зачастую с радиально-кольцевой структурой (каркасы Франции, Венгрии);
- Агломерационный решетчатый с многочисленными центрами различной величины в местах пересечения линий (транспортных коммуникаций) "решетки" (каркасы Южной Германии);
- Линейный в виде морского фасада страны или района (ярко выражены такие каркасы в Бразилии, ЮАР, на Калифорнийском побережье США)
- Линейный континентальный (каркасы Канады);
- Бассейновый тип каркаса (характерный для угольно-металлургических районов Рур, Верхняя Силезия, Донбасс).
Г.Лаппо выделяет следующие пространственные формы региональных опорных каркасов городского расселения:
- Радиально-кольцевая - в ней существует одно большое главное ядро, а остальные ядра расположены на радиальных линиях, идущих от головного и часто соединены кольцами (их частями, хордами)
- Прямоугольно-регулярная, решетчатая в ней городские поселения и линии, которые соединяют, визуально образуют совокупность прямоугольников. В углах этих фигур расположены значительные по населением городские поселения;
- Линейно-узловая - большинство крупных поселений этого каркаса размещены на одной линии вдоль мощной железнодорожной или речной магистрали;
- Приморская - ядра сосредоточены вдоль морского побережья;
- Нерегулярная (многоядерная) - эта форма характерна для горнодобывающих регионов, в которых трудно выявить некую закономерность в размещении сколько-нибудь значительных за населением городских поселений.
Звена каркаса концентрируют в себе передовые элементы производительных сил, на них, как правило, приходится большая часть промышленного производства, транспортных потоков и сферы услуг.
Опорный каркас расселения выполняет функцию объединения всех составных частей страны, т.е. функцию интеграции страны в целостную систему.
Экономическое сближение разных частей страны происходит благодаря узловой (в городах) и линейной (на магистралях) концентрации хозяйственных функций и связей.
Функционирования опорного каркаса расселения страны позволяет получить дополнительный экономический, социальный и экологический эффект. Г.Лаппо выделяет три основные составляющие каркасные эффекты: 1) эффект агломерации, 2) эффект магистрализации, 3) композиционный эффект.
Эффект агломерации позволяет использовать потенциал крупного города. Агломерация, как правило, формирует локальные производственно-территориальные системы с высокой долей экономических ближних связей.
Эффект магистрализации, с одной стороны, снижает затраты и сокращает время на перевозку, а с другой - повышает эффективность работы транспорта.
Композиционный эффект возникает как следствие постепенного пространственного сближения узлов, благодаря чему значительно сокращаются объемы транспортных перевозок между крупными городами. Сближение ведущих центров, а в результате - экономия расстояний при построении каркаса дают основания утверждать о действии закона экономии расстояний.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличаются понятия "сеть расселения" и "система расселения"?
2. Что означает относительная автономность системы расселения страны?
3. В чем заключается влияние развития производительных сил на систему расселения страны и района?
4. Как проявляется влияние системы расселения на территориальную структуру хозяйства страны?
5. Почему И.Маергойз считал сеть расселения найконсерва-тивнишим элементом территориальной структуры страны?
6. Назовите и охарактеризуйте основные факторы образования современных новых населенных пунктов.
7. Какие существуют методы оценки иерархии сети городского расселения страны?
8. Объясните логику теории центральных мест.
9. Что такое "опорный каркас расселения" и каковы его функции в формировании территориальной структуры хозяйства страны?
10. Назовите основные пространственные формы региональных опорных каркасов городского расселения. Приведите примеры.