Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Основным критерием выделения отраслей и видов деятельности по их совокупности, которая называется инфраструктурой, служит ее функциональная роль в процессе общественного производства. Через функции

проявляются также сущность и внутренняя логическая единство каждой сферы народного хозяйства. Однако при детализации критерия функционального назначения используют два подхода - узкий и широкий.

Сторонники узкого подхода выступают за строгость и четкость отбора критериев, что позволяет избежать неопределенности границ инфраструктуры и глубже раскрыть ее экономическое содержание.

Определяющим признаком инфраструктуры является ее роль "связующего звена", сферы, "обслуживает экономический оборот страны". Следовательно, к ней относятся те отрасли и виды деятельности, способствующие ускорению экономического оборота в народном хозяйстве.

Инфраструктура, согласно этому критерию, выступает как одна из подсистем материального производства, призвана обслуживать связи между отдельными, пространственно удаленными друг от друга экономически обособленными звеньями производства. Речь идет о перемещении в пространстве материальных благ и информации, сохранение материальной продукции, заготовку и поставку (включая электро-, газо-, водоснабжения и др..).

Указанные виды деятельности не увеличивают физической массы общественного продукта, только способствуют изменению ее пространственного положения (транспорт, связь), помогают сохранять потребительские стоимости производства материальных благ (складское хозяйство) и их рационально распределять (материально-техническое снабжение, электро-, водоснабжения и др.)., благодаря чему увеличивается только стоимостная масса общественного продукта.

По широкого подхода к определению инфраструктуры, кажется более обоснованным и конструктивным, обслуживания хозяйственного оборота рассматривается лишь как одна из функций инфраструктуры, а сама инфраструктура рассматривается как фундамент, или база, любого вида хозяйственной деятельности, общее условие производственного процесса. Вполне возможно, например, отнести к производственной инфраструктуры "производство деловых услуг", которое под влиянием научно-технической революции выполняет роль "индустрии" общего пользования. В его функции могут входить разработка и осуществление региональной политики страны или района, разработка рациональной системы экономических связей, внедрения различных систем управления и т.п..


Содержание категории инфраструктуры расширяет и обогащает понятие "изученность территории", которая является основой научного подхода к изучению социально-экономического развития территории. Целесообразно выделять понятие "естественная метаинфраструктура хозяйства", которое объединяет производительные силы и природные условия хозяйствования на определенной территории.

Нельзя игнорировать такую фундаментальную составляющую развития хозяйства, как этнопсихологической инфраструктура, представляющая собой совокупность культурных и хозяйственных навыков и обычаев населения территории, которые сформировались в местных традициях и образе жизни. Они проявляются в характерных для большинства жителей качества, интенсивности и дисциплине труда, в умении взаимодействовать в процессе производства, восприимчивости к достижениям научно-технического процесса, а в результате - в производительности труда и свойственной ей динамичности.

Этнопсихологической инфраструктура отличается высокой инерционностью и существенными территориальными различиями. Ее отсталость тормозит внедрение технических новшеств в хозяйственную практику, негативно влияет на эффективность развития и размещения хозяйства.

Однако сторонники обоих подходов к определению инфраструктуры соглашаются с тем, что инфраструктура - это общая основа, фундамент хозяйства страны или района, а не только отдельных предприятий, производств или отраслей. Она высвобождает отрасли материального производства и непроизводственной сферы от функций обслуживания основной деятельности.

Инфраструктура выполняет системные, межотраслевые и межрайонные функции в планировании и управлении и, согласно широким подходом, из средства обеспечения первоочередных потребностей превращается в общую условия организации производства, в том числе территориального.

Другое сложное теоретический вопрос, тесно связанный с первым, - содержание инфраструктуры. В поисках ответа на него, следует прежде всего определить, относить к инфраструктуре только совокупность средств труда инфраструктурных подразделений или отрасли в целом с их основными фондами и деятельностью.

По мнению экономико-географов и экономистов-регионалистов, инфраструктура - это совокупность инженерно-технических сооружений и объектов, является важным условием осуществления процесса производства на данной территории и фактором территориальной организации производительных сил.


Если экономическую природу инфраструктуры рассматривать только со стороны основных фондов можно выделить два направления. Для первого из них характерно является отнесение к инфраструктуре только тех ее основных фондов, которые "привязаны" к территории.

Здесь, возможно, своеобразную роль сыграли и их яркая географическая выразительность, и относительно легкая доступность для картографирования. В данном случае рассматривается не только хозяйственная деятельность отраслей и видов производств, входящих в инфраструктуру, но и "активная" часть самых основных фондов (подвижной состав, часть оборудования). Такое узкое толкование инфраструктуры значительно облегчает анализ, но оно недостаточно, особенно в тех случаях, когда изучаются качественные категории: скорость, надежность и бесперебойность хозяйственного оборота, интегрирующая роль инфраструктуры в формировании и развитии территориальной структуры хозяйства в целом. В этих случаях необходимым становится комплексный качественно-количественный анализ инфраструктуры. Узкое толкование инфраструктуры как совокупности основных фондов является недостаточным и с точки зрения процесса воспроизводства, непрерывность и последовательность которого во многих аспектах обеспечивается инфраструктурой.

По широкого трактовки содержания инфраструктуры, когда она рассматривается как единство фондов ("активных" и "пассивных") и деятельности, сохраняется основная линия непрерывности и последовательности инфраструктурных процессов, создания и совершенствования инфраструктурных систем, охватывающих районы и страны. "Продуктом" инфраструктурных отраслей является виды услуг - услуги инфраструктурной сферы.

Инфраструктура не является организованным целым. Значительная часть инфраструктурной деятельности все еще производится почти во всех отраслях материального производства. С развитием производительных сил и совершенствованием производственных отношений общественное разделение труда углубляется и инфраструктурная деятельность ограничивается специализированным кругом отраслей. Наряду с такими типичными, организационно сформированными инфраструктурными отраслями, как транспорт, связь, материально-техническое снабжение, будут отделяться новые отрасли. Одновременно с этой тенденцией инфраструктурные отрасли будут освобождаться и от ряда неспецифических для них видов деятельности.

Итак, базовыми точками отсчета страноведческого подхода к изучению инфраструктуры должны быть гипотеза о производственную инфраструктуру как целостную систему, с одной стороны, и как можно более полное отражение реального положения в инфраструктурной сфере, которая во многих странах мира характеризуется несформированностью, разобщенностью и недостаточным уровнем развития отдельных звеньев как на общегосударственном, так и на районном уровнях - с другой.

Предпосылкой формирования инфраструктуры является общественное разделение труда. В свою очередь, она превращается в решающее условие разделения труда между предприятиями, районами и странами. Чем развитые страны и районы, тем у них большей является потребность в развитой, адекватной экономическому развитию инфраструктуры и тем более в них возможностей для ее развития.

Конкретизируя содержание производственной инфраструктуры, большинство авторов выделяют такие ее структурные подразделения:

- Предприятия по производству электро-и теплоэнергии и оборудование для их передачи;

- Транспорт;

- Коммунальный связь;

- Материально-техническое снабжение;

- Предприятия и оборудование по водоснабжению;

- Устройства по регулированию водных ресурсов (дамбы, плотины, ирригационные системы).



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии