Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Сложность географического анализа заключается в том, что в территориальном разрезе инфраструктура - это понятие иерархическое. Речь может идти об инфраструктуре международную, внутригосударственную,

межрайонную, внутрирайонных (межузловых) и локальную (узловую, внутригородские). Часто выделяют сельскую инфраструктуру или инфраструктуру агропромышленного комплекса. Для всех этих видов инфраструктуры можно разработать специальные методы и критерии оценки.

Своеобразие развития инфраструктуры определяется рядом региональных факторов:

- Масштабами и темпами экономического развития района;

- Структурой материального производства;

- Фондоемкостью отраслей хозяйства;

- Внутренними и внешними связями района;

- Степенью развитости кооперационных связей;

- Особенностями природной среды;

- Свойствами экономико-географического положения и др.. Поэтому развитие и состав инфраструктуры существенно зависят от

территории, и в значительной степени влияют на размещение производительных сил, процессы индустриализации, интенсификации сельского хозяйства, развитие рекреационных систем и т.п..

Ученые-географы приводят примеры того, как эффект от ориентации на инфраструктуру во многих случаях превышает эффект от приближения к источникам сырья и топлива, даже в некоторых случаях для отраслей с ярко выраженной топливно-сырьевой ориентацией. В экономически развитых странах особенно ярко проявляются чрезмерные концентрации производительных сил в районах и центрах с развитой инфраструктурой. Не случайно наиболее динамичными являются староосвоених районы.

Указанная тенденция актуализирует географический подход к изучению инфраструктуры как предпосылки размещения производительных сил, результатом которого является выделение частей страны с разными характером и насыщенностью инфраструктуры.

Несмотря на то что размеры и состав инфраструктурных отраслей зависят от экономико-географической ситуации в районе, определенный минимум инфраструктурной обеспеченности необходим для всех районов. Задачей экономической географии является выявление оптимальных региональных характеристик инфраструктуры.

Направление территориальных сопоставлений инфраструктуры, особенно транспортной, развивается давно. Значительно глубже с теоретической точки зрения подход к изучению инфраструктуры развивается в географии с начала 80-х годов. Углубленного и прикладного обоснование в экономической географии получило трактовки транспортной инфраструктуры как "сосудистой" ("кровеносной") системы хозяйства.

Основная идея подхода состояла в том, чтобы показать место и роль инфраструктуры в интегральной территориальной структуре хозяйства страны или района, определить научные принципы формирования "географически логической" инфраструктуры, то есть связанной в своем развитии с экономико-и физико-географическими особенностями.

Время территориальные проблемы развития инфраструктуры остаются чрезвычайно актуальными по многим причинам. Во-первых, как уже отмечалось, качественные и количественные показатели развития инфраструктуры зависят, помимо других факторов, от многих экономико-и физико-географических условий. Например, такие показатели, как конфигурация и линейная концентрация транспортной инфраструктуры, часто определяются рельефом, гидрографической сетью, физико-географическим положением. В свою очередь, эти же показатели зависят от размеров и конфигурации территории страны, сети расселения, от территориального соотношение освоенных и неосвоенных ресурсных районов, экономико-географического положения и т.п., что в целом можно определить как географическую специфику страны или района. Во-вторых, инфраструктура активно участвует в формировании интегральной территориальной структуры хозяйства страны и интеграционных группировок стран.

Территориальная структура хозяйства формируется на достаточно высоком уровне развития хозяйства как единого комплекса, когда отдельные районы страны объединяются в целое. Она является продуктом интеграции прежде обособленных частей страны под влиянием прогресса территориального разделения труда.

Инфраструктура играет при этом системообразующих роль, соединяя, в частности, территориально-производственные центры и ускоряя экономический оборот всей страны.

В некоторых крупных странах, где четко выделяются экономически активные и неосвоенные районы с ресурсными резервами, особенно острой является проблема создания инфраструктуры, необходимой для преодоления разрыва между ресурсами и производством. Итак, инфраструктура, рядом с расселением, играет системообразующие роль в формировании и развитии территориальной структуры хозяйства страны.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем функциональная роль инфраструктуры в процессе общественного производства?

2. Что является продуктом инфраструктурных отраслей хозяйства?

3. Объясните взаимосвязь между инфраструктурой и территориальным разделением труда.

4. Охарактеризуйте состав производственной инфраструктуры.

5. Какие факторы влияют на территориальную своеобразие развития инфраструктуры?

6. В чем заключается зависимость инфраструктуры от конкретной географической ситуации?



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии