Сложность географического анализа заключается в том, что в территориальном разрезе инфраструктура - это понятие иерархическое. Речь может идти об инфраструктуре международную, внутригосударственную,
межрайонную, внутрирайонных (межузловых) и локальную (узловую, внутригородские). Часто выделяют сельскую инфраструктуру или инфраструктуру агропромышленного комплекса. Для всех этих видов инфраструктуры можно разработать специальные методы и критерии оценки.
Своеобразие развития инфраструктуры определяется рядом региональных факторов:
- Масштабами и темпами экономического развития района;
- Структурой материального производства;
- Фондоемкостью отраслей хозяйства;
- Внутренними и внешними связями района;
- Степенью развитости кооперационных связей;
- Особенностями природной среды;
- Свойствами экономико-географического положения и др.. Поэтому развитие и состав инфраструктуры существенно зависят от
территории, и в значительной степени влияют на размещение производительных сил, процессы индустриализации, интенсификации сельского хозяйства, развитие рекреационных систем и т.п..
Ученые-географы приводят примеры того, как эффект от ориентации на инфраструктуру во многих случаях превышает эффект от приближения к источникам сырья и топлива, даже в некоторых случаях для отраслей с ярко выраженной топливно-сырьевой ориентацией. В экономически развитых странах особенно ярко проявляются чрезмерные концентрации производительных сил в районах и центрах с развитой инфраструктурой. Не случайно наиболее динамичными являются староосвоених районы.
Указанная тенденция актуализирует географический подход к изучению инфраструктуры как предпосылки размещения производительных сил, результатом которого является выделение частей страны с разными характером и насыщенностью инфраструктуры.
Несмотря на то что размеры и состав инфраструктурных отраслей зависят от экономико-географической ситуации в районе, определенный минимум инфраструктурной обеспеченности необходим для всех районов. Задачей экономической географии является выявление оптимальных региональных характеристик инфраструктуры.
Направление территориальных сопоставлений инфраструктуры, особенно транспортной, развивается давно. Значительно глубже с теоретической точки зрения подход к изучению инфраструктуры развивается в географии с начала 80-х годов. Углубленного и прикладного обоснование в экономической географии получило трактовки транспортной инфраструктуры как "сосудистой" ("кровеносной") системы хозяйства.
Основная идея подхода состояла в том, чтобы показать место и роль инфраструктуры в интегральной территориальной структуре хозяйства страны или района, определить научные принципы формирования "географически логической" инфраструктуры, то есть связанной в своем развитии с экономико-и физико-географическими особенностями.
Время территориальные проблемы развития инфраструктуры остаются чрезвычайно актуальными по многим причинам. Во-первых, как уже отмечалось, качественные и количественные показатели развития инфраструктуры зависят, помимо других факторов, от многих экономико-и физико-географических условий. Например, такие показатели, как конфигурация и линейная концентрация транспортной инфраструктуры, часто определяются рельефом, гидрографической сетью, физико-географическим положением. В свою очередь, эти же показатели зависят от размеров и конфигурации территории страны, сети расселения, от территориального соотношение освоенных и неосвоенных ресурсных районов, экономико-географического положения и т.п., что в целом можно определить как географическую специфику страны или района. Во-вторых, инфраструктура активно участвует в формировании интегральной территориальной структуры хозяйства страны и интеграционных группировок стран.
Территориальная структура хозяйства формируется на достаточно высоком уровне развития хозяйства как единого комплекса, когда отдельные районы страны объединяются в целое. Она является продуктом интеграции прежде обособленных частей страны под влиянием прогресса территориального разделения труда.
Инфраструктура играет при этом системообразующих роль, соединяя, в частности, территориально-производственные центры и ускоряя экономический оборот всей страны.
В некоторых крупных странах, где четко выделяются экономически активные и неосвоенные районы с ресурсными резервами, особенно острой является проблема создания инфраструктуры, необходимой для преодоления разрыва между ресурсами и производством. Итак, инфраструктура, рядом с расселением, играет системообразующие роль в формировании и развитии территориальной структуры хозяйства страны.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем функциональная роль инфраструктуры в процессе общественного производства?
2. Что является продуктом инфраструктурных отраслей хозяйства?
3. Объясните взаимосвязь между инфраструктурой и территориальным разделением труда.
4. Охарактеризуйте состав производственной инфраструктуры.
5. Какие факторы влияют на территориальную своеобразие развития инфраструктуры?
6. В чем заключается зависимость инфраструктуры от конкретной географической ситуации?