Сравнительный подход - одна из фундаментальных форм познавательного процесса. Он положен в основу многих методов как научный подход. Он используется, в частности, как базовый при классификации, генерализации,
оценке и прогнозировании. При этом сравнительный подход реализуется также множеством методов. Применение сравнения способствовало оформлению таких наук, как сравнительная морфология и сравнительная эмбриология в биологии, сравнительное языкознание и сравнительная культурология, сравнительная планетология, сравнительная политическая социология.
Сравнительный метод в науках позволяет выявить признаки генетического характера и тем самым сделать возможным историческое объяснение явлений. Собственное познание любого объекта или явления начинается с выявления его отличий от других родственных объектов и явлений. Как отмечает М.И.Кондакив, познания является процессом, в котором различие и сходство находятся в неразрывном единстве.
Сравнение имеет особое значение для географии. М.Баранський называл географию наукой о различиях места от места, которые, естественно, познаются в сравнении. География обнаруживает сходства и различия в организации (структурах), свойствах, состояниях, процессах двух или более территорий. Научная работа по географии базируется не только на цифрах и фактах, основным стержнем современного страноведения является сопоставление и сравнение.
Формальная логика придерживается таких принципов сравнения:
а) первый принцип заключается в нахождении сходства между изучаемыми явлениями. Сравнивать можно только те объекты, у которых есть подобные признаки. Нахождение подобных признаков, общих черт в логике называется операцией отождествления. Сравнивать можно только эквивалентные понятия, отражающие сравниваемые объекты и явления. Согласно этому правилу, сравнивать можно только одномасштабных объекты;
б) второй принцип применяется после отождествление - принципрозбижности. В выявлении, а впоследствии - объяснении различий и заключается ценность сравнительно-географического метода.
Сравнение может быть полным или неполным:
- За полного сравнения осуществляются обе операции - отождествления и выявления расхождений;
- Неполного - только операция отождествления. Для географии особенно важное значение имеет полное сравнение.
Условное сравнение как метод (компаративистика) можно свести к следующим правилам:
1. Количественном сравнению всегда должно предшествовать качественное, в частности, прежде чем проявлять количественные расхождения по тем или иным признакам, необходимо провести качественное отождествления. Следовательно, порядок сравнения - это путь от знания о качестве к знанию о количестве.
Существует немало математико-статистических методов оценки разногласий и сходства признаков объектов (показатели вариации признака), а также эмпирических и теоретических сопоставлений, изучаемых в курсе математической статистики.
2. Второе правило сравнительного метода заключается в том, что сопоставлять сравниваемые явления и процессы надо сначала по наиболее существенными признаками и лишь потом по существенным, менее существенными и т.д. Так, при сравнении стран на первый план выходят существенные признаки, связанные с устройством хозяйственной жизни, развитием производительных сил, с моделью хозяйственного развития, интегрированностью экономики в мировое хозяйство, а затем уже рассматриваются этнические, природно-географические и другие признаки.
При сравнении явлений всегда анализируются те объективные условия, при которых сравниваемые объекты развивались и существуют: особенности становления общественно-государственного строя, физико-географические условия страны, обеспеченность ресурсами, уровень развития, привлечения к международному разделению труда, географическое положение и т.д..