Эдвин Шнайдерман, первый директор Центра исследований и профилактики суицидов в Лос-Анджелесе, считает, что "цель каждого суицида состоит в поисках решения проблемы, которая стоит перед человеком и наносит ей
интенсивного страдания". Наше индивидуальное жизни по всем признакам поведения, мотивации, средствами достижения цели совпадает с суицидом и является осознанной или неосознанной, активной или пассивной поведением - жизнью.
Суицидентам свойственна ряд особенностей, обусловлена своеобразным складом личности: высокий уровень тревоги, пессимистическая личностная установка, паранор-минимальные черты, стереотипность мышления, моральный догматизм, затрудненность волевых усилий, несамостоятельность, повышенная впечатлительность, затруднен модус принятия решения, склонность к образованию сверхценных идей.
Эдвин Шнайдерман, выделяет четыре типа людей, которые делают самоубийство:
Искатель смерти - человек, твердо намерен покончить с собой в момент совершения попытки самоубийства.
Инициатор смерти - человек, который осуществляет попытку самоубийства, так как считает, что процесс умирания уже начался и что она просто ускоряет свою смерть.
Отрицатели смерти - человек, который осуществляет попытку самоубийства, не признавая смерть как конец своего существования.
Игрок со смертью - человек, чувствующий двойственное чувство по возможности личной смерти даже в момент совершения попытки самоубийства.
Сегодня Украина вошла в группу стран с высоким уровнем суицидальной активности (более 20 самоубийств на 100 тыс., населения). При этом этот показатель увеличился с 19 случаев на 100 тыс. населения в 1996 г. до 29,6 в 1998 г. (среди детских суицидов соответствии с 5 до 7 случаев).
Актуальность детской проблематики в суицидологии определяют быстротой задач профилактики самоубийств среди учащейся молодежи. Согласно результатам социально-психологических исследований, 27,2% детей в возрасте 10-17 лет иногда теряют желание жить, 17,8% - считают, что они никого не интересуют, 25,5% - не всегда могут рассчитывать на помощь близкого человека, 51,9% - не удерживаются в ситуации конфликта.
Характерным для мотивации подростковых самоубийств является превалирование чувств безнадежности и беспомощности, повышенная чувствительность к оскорблению собственного достоинства, максимализм в оценках событий и людей, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков. Присущая периода становления личности самоуверенность в сочетании с вышеуказанными чертами формирует чувство безысходности, фатальности конфликта, обостряет переживания отчаяния и одиночества.
При таком внутреннем состоянии даже незначительный стресс может привести к опасности суицида ребенка или подростка.
Суицид невозможно изучать вне контекста социального окружения определенного человека. Обязательно надо учитывать актуальные потребности, цели и стремления окружающих. Важно понять не только переживания суицидального индивида, но и эмоциональный климат семьи.