Австрийский врач психопатолог, психиатр, основоположник психоанализа.
Основные идеи изложены в работах "По ту сторону принципа удовольствия", "Я и Оно", "Массовая психология и анализ человеческого Я". Исследуя характер и причины неврозов, Ф. обнаружил область человеческой психики, что имеет важное значение для жизнедеятельности человека - бессознательное.
По Ф. бессознательные много наших желаний и стремлений. Довольно часто бессознательное проявляется наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в любых фактах нашего поведения (оговорках, неправильных движениях, описках). По Ф. психика человека есть взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсвидомого, сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, который отвечает сути человеческой психики, а сознательное - лишь особой интуицией надстройкой над бессознательным. Ф. создал триелементну модель личности. "Оно" - глубинный слой бессознательного влечения, основа деятельности индивидов, "Я" - сфера сознательного, посредник между "Оно" и "внешним миром", природными и социальными институтами. "Сверх - Я" внутри личное совесть, возникает как посредник между "Оно" и "Я" за счет постоянно возникающего конфликта между ними.
"Сверх - Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты родителей, авторитетов. Глубинный слой человеческой психики, по Ф. функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений" с целью получения наибольшего удовольствия. Непосредственно сексуальное влечение Ф изначально рассматривал как основу первичных влечений. Позже он его заменяет понятие "либидо", которое постигает все сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к родине. Напоследок он выдвинул гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием биологических и социальных влечений, где доминирующую роль играют "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос.
Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", которое стремится преодолеть бессознательные влечения и направить их в русло социально одобрено поведения с помощью "Сверх - Я". Ф не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами, страстями и управлять ими в реальной жизни. Задачей психоанализа по мнению Ф, заключается в переводе бессознательного материала человеческой психики в область сознания и подчинить его своим целям. Одним из влиятельных направлений современной психологии является неофрейдизм. На его становление большое влияние оказали идеи Юнга, Адлера, Э. Фромма.
Юнг критиковал учение Фрейда и создал свою аналитическую психологию. По Юнгу бессознательное это не только субъективное и индивидуальное, а коллективное бессознательное. Юнг различал такие архетипы коллективного бессознательного: психическое соотношения инстинктов, спонтанное порождение образов, чистый формообразующих элементов восприятия. Анализируя формы взаимодействия компонентов психики Юнг выделил: растворение личного элемента психики в коллективном бессознательном (восточная религия) экспансия "Я", подавления коллективного бессознательного (европейские религии). Э. Фромм превратил психоанализ Фрейда в социальную философию.
В центре социально-философской теории Фромма лежит психологическая модель человека, развитие как результат приспособления человека к конкретной социально-экономической ситуации. Основной идеей Фромма является создание идеального общества, в котором направленность на владение меняется направленности на бытие. Функцией нового общества есть создание человека, характер которой определяется отказом от собственности ради бытия, высшей целью жизни является всестороннее развитие и отказ от эксплуатации. Исторические изменения по Фромму, это результат противоречия между человеческими потребностями и возможностями их удовлетворения в конкретном обществе. Социальную перспективу способны раскрыть люди с идеями гуманизма, их функция - просвещение.