Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении - важнейшая проблема философии.
Философия исходит из того, что человек выступает как высший уровень живых организмов на Земле, существо генетически связана с другими формами жизни, выделилась из него благодаря способности производить орудия труда, обладает членораздельной речью, способностью к общению, мышлением, нравственно-этическими качествами. Человек - уникальное творение природы, общества и самого себя, есть совокупность всех общественных отношений. Социализация каждого нового поколения вообще и человека в частности - процесс сложный и многосторонний.
Он осуществляется в непрерывном «диалоге» множества разнообразных человеческих измерений. Это множество можно разделить на три уровня: индивид, личность, индивидуальность. Понятие индивид подчеркивает прежде биологические характеристики человека, его принадлежность к виду человека разумного. Здесь значимы здоровья, физическая красота, задатки способностей, характерные особенности психики, которые наследуются от родителей. Понятие личность включает в себя совокупность всех социальных ролей данного человека, всех общественных отношений, важнейшими из которых является отношение к общественному долгу, а также с установками общественной морали. Понятие индивидуальность определяет содержание неповторимого духовного мира человека, его высшие ценности и безусловные авторитеты. Истинная духовность как основная характеристика индивидуальности ориентирована на безусловные ценности гуманистического, нравственного содержания. Она вызывает у человека возвышенные и интимные переживания.
Следует отметить, что эти безусловные ценности, как правило, находятся за пределами наличного бытия и существуют в виде идеализированных, метафизических образов. Диалог в измерении человеческих отношений выглядит так: отношение «я - я», внутренний диалог, условие формирования самосознания и самооценки, отношение «я - ты», сфера формирования нравственного чувства, чувства любви, ненависти, дружбы, отношение «я - мы» - сфера воспитания национального сознания, классового чувства, чувства оптовой солидарности, социальной справедливости, отношение «я - человечество», условие осознания своей принадлежности к роду человеческому, источник философско-исторических, футурологических рефлексий, отношение «я - вторая природа», сфера оценки мира вещей, созданных человеком, возможность стать «мерой всех вещей», отношение «я - природа», сфера проявления самых разнообразных интересов - от прагматического к эстетическому, сфера формирования экологического сознания, различных философских концепций (Руссо, Толстой, Торо, Швейцер), отношение « я - универсум », сфера формирования мировоззрения, религиозных и философских учений, рассуждений относительно жизненного смысла и смерти.
Основные характеристики деятельности: ее цели, условия, средства, мотивы. Стимулы, процессы их реализации и использования, результат этой деятельности. Относительно целей, то они являются отражением требований упомянутых потребностей, интересов, норм, содержания и характера ценностных ориентаций. жизненной позиции личности. Общество, социальная общность, индивид представляют собой субъекты д-е. Деятельности принадлежит решающая роль в воздействии предметов природного и социального мира на личность.
Эти предметы в процессе деятельности превращаются из одной своей формы в другую и делают новый, достаточно сильное влияние на человека. Деятельность общества и деятельность социальной общности оказывают влияние на деятельность индивида и на его многочисленные разнообразные черты. Одни черты под этим действием меняются довольно сильно, другие - незначительно, третьи - деградируют. Под влиянием деятельности могут возникать и новые черты данной личности, которых раньше не было. Известно много видов деятельности, ее классифицируют по различным признакам.
Различают практическую и духовную, физическую и умственную, моральную и аморальную, законную и незаконную, полезную и бескорыстную, прогрессивную и реакционную, коллективную и индивидуальную, активную и пассивную, творческую и нетворческой. Следует отметить разнообразие видов человеческой деятельности по ее сферами, это трудовая, образовательная, потребит. общественная, политическая, игровая деятельность. Особо следует выделить такую форму деятельности, как общение. Специфика понятия "общение" заключается в том, что оно отражает не просто действие людей, а взаимодействие между ними, и такую форму взаимосвязи, которая возникает в процессе совместного действия для достижения определенных целей.