Фрейд. Я и Оно (понятие сознательного и бессознательного в психике человека как основа психоанализа).
З. - Австрийский врач психопатолог, психиатр, основоположник психоанализа. Основные идеи изложены в работах "По ту сторону принципа удовольствия", "Я и Оно", "Массовая психология и анализ человеческого Я". Исследуя характер и причины неврозов, Ф. обнаружил область человеческой психики, что имеет важное значение для жизнедеятельности человека - бессознательное. По Ф. бессознательные много наших желаний и стремлений. Довольно часто бессознательное проявляется наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в любых фактах нашего поведения (оговорках, неправильных движениях, описках). По Ф. психика человека есть взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсвидомого, сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, который отвечает сути человеческой психики, а сознательное - лишь особой интуицией надстройкой над бессознательным. Ф. создал триелементну модель личности. "Оно" - глубинный слой бессознательного влечения, основа деятельности индивидов, "Я" - сфера сознательного, посредник между "Оно" и "внешним миром", природными и социальными институтами. "Сверх - Я" внутри личное совесть, возникает как посредник между "Оно" и "Я" за счет постоянно возникающего конфликта между ними. "Сверх - Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты родителей, авторитетов. Глубинный слой человеческой психики, по Ф. функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений" с целью получения наибольшего удовольствия. Непосредственно сексуальное влечение Ф изначально рассматривал как основу первичных влечений. Позже он его запинюе понятием "либидо", которое постигает все сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к родине. Напоследок он выдвинул гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием биологических и социальных влечений, где доминирующую роль играют "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", которое стремится преодолеть бессознательные влечения и направить их в русло социально одобрено поведения с помощью "Сверх - Я". Ф не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами, страстями и управлять ими в реальной жизни. Задачей психоанализа по мнению Ф, заключается в переводе бессознательного материала человеческой психики в область сознания и подчинить его своим целям.