Сартр Ж. -П. Экзистенциализм - это гуманизм
(христианских и атеистических экзистенциалистов объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности). Сущность и явление - философские категории, отражающие всеобщие формы объективного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех возможных и противоречивых форм его бытия.
Явление - видимо нахождения (выражение) предмета. В мышлении категории сущность и явление выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. В античной философии сущность трактуется как начало понимания вещей и вместе с тем, как источник генезиса, а явление - как то, что существует как видимый образ вещей. В Демокрита сущность вещи навидьемна от самой вещи.
В Платона сущность - "идея", которая имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля сущность не выводится из материи, из которой строится вещь. В средние сущность рассматривается как бог носителя, а земное существование как иллюзорное. В новое время сущность находит свое выражение в концепции первичных и вторичных качеств. Кант признавал объективность сущности (вещь в себе). Он считал, что сущность не может быть познанной человеком в его самобытном существовании. Гегель утверждал, что сущность существует, а явление - это явление сущности.
Неопозитивизм отбрасывает объективность сущности. Екзистенциализм стремится понять бытия, стремится преодолеть психологизм и раскрыть онтологический смысл переживания. Основное определение бытия, как оно открыто нам, то есть нашего собственного бытия (так называемой экзистенции) является замкнутость, открытость. Французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр противопоставляет вещественное бытие человеческому бытию. Материальный мир рассматривается Сартром как постоянная угроза нашей жизни. Он считает, что сущность человеческого существования выражает не смерть, а свобода.
По Сартру свобода является противоположностью бытия, которое он трактует как эмпирически сущее. Человек свободен когда она сама проектирует себя, создает, избирает себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности, сущность которой состоит в полной независимости от чего. Однако человек, по мнению Сартра, постоянно пытается преодолеть враждебность материального мира, уподобляя свое бытие бытию вещей, чтобы слиться с миром в стойку, гармоничную целостность. Подобные попытки оказываются для человека бесполезными, и даже трагическими, поскольку приводят к потере ею своей специфичности и превращения ее в вещь среди других вещей.
По Сартру, выход из отчуждения возможен на пути гуманизации человеческой ситуации в мире. Таким образом, экзистенциализм выступает единственной гуманистической философией. По мнению Сартра, человек вполне подобна других людей о своих телесных (естественно-биологических), социально-ролевых, классовых, профессиональных характеристик. Особенность человека раскрывается в неповторимости, уникальности человеческой личности, что находит свое непосредственное воплощение в целях, замыслах, проектах, направленных в будущее. Специфичность человека связана с его постоянной нацеленностью на будущее. Однако, будущее всегда имеет много возможностей, так что человек постоянно находится в ситуации выбора, что есть собственно единственной человеческой ситуацией. Даже если человек отказывается выбирать, это тоже своеобразный выбор - выбор не выбирать. Итак, свобода является универсальной характеристикой человеческого существования.