Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

И цзин (Книга перемен, чжоускую книга перемен), как и предыдущие книги, принадлежит к древнейшим памятникам Древнего Китая. Выходной ее текст написан в XII - VIII вв. до н. н.э. и позже (VIII - VI вв. до н. э) дополнен комментариями.

 

По своему основному содержанию это книга предсказаний через гексограмы, сравнение качеств и взаимосвязи светлого (ян) и темного (инь) начал, которые символизируют проявления природы: небо, землю, гром, воду, гору, озеро. их размещение дает триграммы, где обобщаются не только названные материальные стихии, но и першопорядок, кстати целом, люди с их физической и социальной сущностью, растительный и животный мир, символы, образы, имена, дух, есть вся телесная и духовная структура жизни космоса. Так, к светлому начала принадлежат небо, солнце, день, жара, прочность, сила, человек, самцы животных, а к темным - свойства земли, луны, ночи, холода, мягкости, слабости, женщины, самки животных. Восемь триграмм удвоением превращаются в 64 гексограмы, в которых фиксируется 384 изменения. Каждая гексограма состоит из трех частей: знака (сян), число (шу) и толкование (цы), которым сообщается о наступлении счастливых или несчастливых событий, счастье или бедствия, которые ожидают человека. Процесс предсказания осуществлялся специальными людьми, хранителями астрономических и географических знаний, знаний о временах года, циклы года, экономический и военный потенциал племенных объединений, взаимоотношения между племенами и их традиции, генетические связи между группами родов.

Результаты предсказания не наступали сразу и безусловно. Они достигались после обсуждения и сравнения мыслей и положений тех, кто совершал предсказания, следя за различными природными и социальными явлениями. Благодаря этому ответ на поставленные вопросы получала статус объективности, а следуя в направлении от неба до земли, получала силу естественной необходимости. Подключение же системы природно-родовых связей, общественных традиций придавало ответы политической необходимости с точки зрения политико - нравственных требований государственных и классовых интересов. Мантична работа сознания строилась в направлении снизу вверх как запрос першопорядку и сверху вниз как императив поведения, который исходил от него. При подготовке ответа нужен был мудрый теоретик и политик, а потому не случайно, что в Древнем Китае рядом с избранным Неба - Сыном Неба (тянь цзы) обязательно стоял умный советчик - сын правителя (цзюнь цзы), или "досконаломудра человек" ( тень жэнь). Категории самогти и сущности при упоминании приобретали характер индивидуального и общественного сознания, что становилось значительным шагом в переводе абсолютного естественно-родового объективизма сознания на внешние отношения человека, вопрос о сущностной природе человека и вещей, их взаимоотношений.

Наличие вышеперечисленных моментов делает И цзин одним из ценнейших книг Древнего Китая в философском отношении, поскольку за мистикой мантичнои работы в ней прослеживается переход от к философии к обобщенному объяснения возникновения мира из самого себя, поиска внутренних источников возникновения и изменений всего сущего. И цзин создает вселенский генотип, по которому каждый элемент природно-социального бытия основывается на своей субстанциальный основе генетическую спираль классов вещей, внутри каждого из которых есть свой собственный цикл, корелюеться с другими. К философские представления о двух начала переносятся в плоскость философии, трансформируются в философские категории общего содержания, которым приходится, что основой, источником развития являются присущие природные силы светлого и темного. Противостоя друг другу, они определяют зависимость вещей, а погибая и возникая, предопределяют их изменения, характер мироздания, материальные условия, которые выливают на жизнь человека. В своем взаимосвязи как отношение взаимного притяжения и взаимного отчуждения светлое и темное начала не только определяют всеобщность и общность развития и изменений в явлениях, но и дают возможность определять и осмысливать направленность изменений, развития. Они могут быть движением вперед, давать положительные результаты, а могут идти назад, приводя к негативным последствиям. Каждый из этих направлений реализуется только при наличии определенных объективных причин, условий своего собственного существования. Отдельные вещи объединяются и располагаются последовательно в своих изменений по качественным чертами в определенном числовом ряду, что придает им закономерности, последовательности проявления.

Закрепив телесно-духовное совокупность космоса и принципы ее движения в системе метаморфозы триграмм и гексограм, И Цзин формирует и более высокую абстрактную категориальная всеобщность Дао-Дэ, которой, собственно, закладывает теоретический начало философского сознания в Древнем Китае, предоставляет человеку определенную познавательной самостоятельности. Как абстрактная, мыслимая сущность Дао-Дэ в своей неопределенности возникает как естественная закономерность, путь, который намечает природа для развития. Являясь над формами вещи - предмета, она становится предшественником гносеологической определенности и сознания, материального и идеального, где то, "что выше формы, называется Дао. То, что ниже формы, называется предметом". Через соотношение с Дао все другие категории получают мировоззренческую и познавательную определенность, а Дао - конкретизацию и определенность в соотношении с этими категориями. При этом само по себе Дао не имеет определенности и указывает на себя как на бесконечно большое и бесконечно малую величину вечного становления через диалектику собственных противоположностей.

Дао находится везде - и в песчинке, и в космосе, и во всей Поднебесной - не частями, а во всей своей полноте, поскольку все они являются лишь материальными носителями всеохватывающей мысленной сущности. Подъем Дао в бесплотное мыслимую сферу намечает появление нового типа теоретического субъекта, который в своем сознании и поведении строго следует космическом круговороте вещей, духа и души, но уже стоит на выходе к осознанию самостоятельности духа, онтологически не связанного полями Поднебесной, а также подходит к бестелесной идеального понимания движения идей. Достигнув в Дао-Дэ своего наивысшего напряжения мысли, к философия переходит к личностной философского творчества и направляет развитие философской мысли, определяя ее основные тенденции и направления в Древнем Китае в новых исторических условиях.

Коренные изменения в Древнекитайскому обществе, связанные с полным распадом родовых отношений, падением власти родовой аристократии и ростом новой политической силы - государства как Поднебесной в Поднебесной, происходящие на рубеже периодов Чуньцю (770 - 476 до н. Н.э.) и Чжаньго (475 - 221 до н. н.э.). На этот период приходится ломка колодезной системы землепользования, вводится налог на землю, изменение земельной собственности привела к значительным социально-политических изменений в обществе. Часть рабов превратилась в крестьян, увеличилось количество ремесленников, купцов, крестьян-единоличников. Более высокого уровня достигает развитие науки и познания объективных законов природы. Так, в астрономии результате длительных, систематических наблюдений появляется одна из первых записок о солнечные и лунные затмения, кометы, темные пятна на Солнце. Неподвижные звезды насчитывали 28 созвездий, устанавливается период вращения Юпитера, около 350 г. до н. е. создается первая в мире звездная карта. Для измерения времени строится солнечный календарь, год разбивается на 24 сезона, а продолжительность года приходится в 365,25 дней. Значительное развитие получила медицина, появляются знаменитые врачи, проводятся исследования по оптике, динамике, геометрии. Все это активизирует мышление, нацеливая его на обобщения теоретического плана. В ходе изменений, происходивших в классовых структурах, распалась система обучения в "присутственных местах", появляется много странствующих ученых, которые распространяют образование, возникают новые интеллектуальные силы с широкими общественными связями. В середине периода Чжаньго в царстве Ци был создан "дворец науки в Цзися", в котором было собрано около тысячи ученых. Обладая специальными познаниями, представляя различные классы и слои, они выступали с различными идеями, создавали круг социальных и философских проблем, выражая взгляды как по содержанию, так и по форме. Философия стала приобретать своей самостоятельности и собственного поля деятельности, разрабатывая взгляды на природу, теорию познания, историю, теорию о природе человека и выдвигая целый ряд философских категорий и тем.

Состояние развития философской мысли в Древнем Китае того времени фиксируется в исторических источниках как "соперничество всех школ". Количество этих школ точно не определена, хотя некоторые историки сводят их до десяти направлений. Однако известный Древнекитайскому историк Сима Цянь называет шесть главных школ: "служилых людей" (жуцзя, конфунцианци), моистов (Моцзы), даосисты (Даоцзы), законников, легистов (фацзя), номиналистов, которых нередко называют школой софистов (минцзя), сторонников учения об инь и ян, натурфилософов (иньянцзя).

Школа даосисты по списку Симы Цяня занимает третью позицию, однако по времени возникновения и своим влиянием она должна занять первую позицию. Развитие этой школы связано с деятельностью знаменитого Древнекитайскому мудреца Лаоцзы (VI в. До н. Н.э.). Хотя биографические данные в философской литературе Китая имеют принципиальное значение, поскольку время и место рождения, родовая принадлежность, основные этапы творчества, название произведений, служба, встречи и поездки являются координатами определенного лица в Поднебесной, свидетельств о жизни Лаоцзы немного. Однако известно, что он был старше Конфуция, встречался с ним, носил фамилию Ли, первое имя Эр, второе Дань. Родился он в царстве Чу, уезде Ку, волости Ли, в селе Цюйшень. Некоторое время занимал должность хранителя архива при дворе династии Чжоу. Оставив службу, уединился, что фиксируется даже в одной из картин Н. Рериха. По другим данным, он оставил Поднебесную, пошел на "запад в белый край смерти в конце естественного цикла", откуда начинается расцвет жизни Поднебесной, чтобы слиться с вечностью, возродиться вновь, воплотив телесное и духовное бессмертие. Религиозный даосизм, возникший позже, поддержал именно эту версию и много сделал для того, чтобы освятить имя мыслителя, "вызывая" несколько рождений Лаоцзы, относя их за тысячелетия до подлинного рождения и на тысячелетия позже. Во многом эта мысль распространяется и в народной традиции.

Немало тайн и легенд вокруг труда Лаоцзы "Дао дэ цзин" (Книга о Дао и Дэ, которую часто называют "Лао цзы"). По одной из легенд, Лаоцзы написал свою книгу по просьбе начальника заставы, покидая Поднебесную через западную границу. Утверждается также, что книга написана не Лаоцзы, а его учеником Хуаньюанем в V-IV вв. до н. е. Существует свидетельство о том, что "Дао дэ цзин" была написана в период Чжоу не позднее произведение "Чжуан цзы" (V в. до н. н.э.). В 1973 г. в Мавандуй, вблизи Чанша, была раскопана могила, которая относилась к Ханского периода и в которой найдены два экземпляра произведения Лаоцзы, написанные на ткани. Эти экземпляры являются самыми ранними, дошедшие до нас.

Мировоззренческую основу взглядов Лаоцзы составляет копия Древнекитайскому космоса, выполнена в пластике понятий - иероглифов Поднебесной с проповедью истинного, естественного, спонтанного жизни (цзы жань), не требует усилий и полностью основывается на собственных природных ритмах. Главная цель его философии заключается в приведении природной и человеческой Поднебесной к единству в естественном жизни, Вознесении творческой сущности человека до уровня могущества природного бытия. Категориальную основу философии Лаоцзы составляют категории Дао и Дэ, откуда название самой работы и ее разделение на две части. В первой части излагается учение о Дао, во второй - о Где, хотя эти категории служат центром всей сетки категорий при осмыслении не только онтологических, но и гносеологических, социальных, этико - нравственных проблем, которые в своем общем смысле, следуя одна с другой, предстают как органическая целостность.

Иероглиф "дао" означает "путь, по которому ходят люди". В И цзин он истолковывается как закономерность, закон. Лаоцзы придает этому понятию универсального, всеобъемлющего содержания, рассматривая его как способ существования всего сущего, основу мира, "корень неба и земли", "мать всех вещей". Дао постоянно, безымянное, проявляется во всех вещах. Мы не можем передать его словам, оно не выглядит, не обладает формами. Мы "смотрим на него и не видим; слушаем его и не слышим; ловим его и не можем поймать". Оно существует само по себе и не требует для своего существования ничего другого. Дао находится в недеянии, но нет ничего, чего бы оно не делало. Ему никто не приказывает, оно постоянно остается самим собой. Это - тождество, одинаковость, которая предлагает все и не зависит от времени, развития или гибели Вселенной. Фундаментальная и универсальная единство мира Дао существует постоянно, везде. А потому она не только фундаментальная основа мира, но и его закон. Дао выполняет свою роль совершенно естественно, не заставляет ни одно существо, не вмешивается в ее жизнь, дает возможность развиваться естественно; постоянно находится в движении, не вступает ни с кем в борьбу, не стремится никого захватывать, не считает свою деятельность заслугой, не добивается господство над другим. Такое действие Дао и является высшим законом природы и общества.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии