И цзин (Книга перемен, чжоускую книга перемен), как и предыдущие книги, принадлежит к древнейшим памятникам Древнего Китая. Выходной ее текст написан в XII - VIII вв. до н. н.э. и позже (VIII - VI вв. до н. э) дополнен комментариями.
По своему основному содержанию это книга предсказаний через гексограмы, сравнение качеств и взаимосвязи светлого (ян) и темного (инь) начал, которые символизируют проявления природы: небо, землю, гром, воду, гору, озеро. их размещение дает триграммы, где обобщаются не только названные материальные стихии, но и першопорядок, кстати целом, люди с их физической и социальной сущностью, растительный и животный мир, символы, образы, имена, дух, есть вся телесная и духовная структура жизни космоса. Так, к светлому начала принадлежат небо, солнце, день, жара, прочность, сила, человек, самцы животных, а к темным - свойства земли, луны, ночи, холода, мягкости, слабости, женщины, самки животных. Восемь триграмм удвоением превращаются в 64 гексограмы, в которых фиксируется 384 изменения. Каждая гексограма состоит из трех частей: знака (сян), число (шу) и толкование (цы), которым сообщается о наступлении счастливых или несчастливых событий, счастье или бедствия, которые ожидают человека. Процесс предсказания осуществлялся специальными людьми, хранителями астрономических и географических знаний, знаний о временах года, циклы года, экономический и военный потенциал племенных объединений, взаимоотношения между племенами и их традиции, генетические связи между группами родов.
Результаты предсказания не наступали сразу и безусловно. Они достигались после обсуждения и сравнения мыслей и положений тех, кто совершал предсказания, следя за различными природными и социальными явлениями. Благодаря этому ответ на поставленные вопросы получала статус объективности, а следуя в направлении от неба до земли, получала силу естественной необходимости. Подключение же системы природно-родовых связей, общественных традиций придавало ответы политической необходимости с точки зрения политико - нравственных требований государственных и классовых интересов. Мантична работа сознания строилась в направлении снизу вверх как запрос першопорядку и сверху вниз как императив поведения, который исходил от него. При подготовке ответа нужен был мудрый теоретик и политик, а потому не случайно, что в Древнем Китае рядом с избранным Неба - Сыном Неба (тянь цзы) обязательно стоял умный советчик - сын правителя (цзюнь цзы), или "досконаломудра человек" ( тень жэнь). Категории самогти и сущности при упоминании приобретали характер индивидуального и общественного сознания, что становилось значительным шагом в переводе абсолютного естественно-родового объективизма сознания на внешние отношения человека, вопрос о сущностной природе человека и вещей, их взаимоотношений.
Наличие вышеперечисленных моментов делает И цзин одним из ценнейших книг Древнего Китая в философском отношении, поскольку за мистикой мантичнои работы в ней прослеживается переход от к философии к обобщенному объяснения возникновения мира из самого себя, поиска внутренних источников возникновения и изменений всего сущего. И цзин создает вселенский генотип, по которому каждый элемент природно-социального бытия основывается на своей субстанциальный основе генетическую спираль классов вещей, внутри каждого из которых есть свой собственный цикл, корелюеться с другими. К философские представления о двух начала переносятся в плоскость философии, трансформируются в философские категории общего содержания, которым приходится, что основой, источником развития являются присущие природные силы светлого и темного. Противостоя друг другу, они определяют зависимость вещей, а погибая и возникая, предопределяют их изменения, характер мироздания, материальные условия, которые выливают на жизнь человека. В своем взаимосвязи как отношение взаимного притяжения и взаимного отчуждения светлое и темное начала не только определяют всеобщность и общность развития и изменений в явлениях, но и дают возможность определять и осмысливать направленность изменений, развития. Они могут быть движением вперед, давать положительные результаты, а могут идти назад, приводя к негативным последствиям. Каждый из этих направлений реализуется только при наличии определенных объективных причин, условий своего собственного существования. Отдельные вещи объединяются и располагаются последовательно в своих изменений по качественным чертами в определенном числовом ряду, что придает им закономерности, последовательности проявления.
Закрепив телесно-духовное совокупность космоса и принципы ее движения в системе метаморфозы триграмм и гексограм, И Цзин формирует и более высокую абстрактную категориальная всеобщность Дао-Дэ, которой, собственно, закладывает теоретический начало философского сознания в Древнем Китае, предоставляет человеку определенную познавательной самостоятельности. Как абстрактная, мыслимая сущность Дао-Дэ в своей неопределенности возникает как естественная закономерность, путь, который намечает природа для развития. Являясь над формами вещи - предмета, она становится предшественником гносеологической определенности и сознания, материального и идеального, где то, "что выше формы, называется Дао. То, что ниже формы, называется предметом". Через соотношение с Дао все другие категории получают мировоззренческую и познавательную определенность, а Дао - конкретизацию и определенность в соотношении с этими категориями. При этом само по себе Дао не имеет определенности и указывает на себя как на бесконечно большое и бесконечно малую величину вечного становления через диалектику собственных противоположностей.
Дао находится везде - и в песчинке, и в космосе, и во всей Поднебесной - не частями, а во всей своей полноте, поскольку все они являются лишь материальными носителями всеохватывающей мысленной сущности. Подъем Дао в бесплотное мыслимую сферу намечает появление нового типа теоретического субъекта, который в своем сознании и поведении строго следует космическом круговороте вещей, духа и души, но уже стоит на выходе к осознанию самостоятельности духа, онтологически не связанного полями Поднебесной, а также подходит к бестелесной идеального понимания движения идей. Достигнув в Дао-Дэ своего наивысшего напряжения мысли, к философия переходит к личностной философского творчества и направляет развитие философской мысли, определяя ее основные тенденции и направления в Древнем Китае в новых исторических условиях.
Коренные изменения в Древнекитайскому обществе, связанные с полным распадом родовых отношений, падением власти родовой аристократии и ростом новой политической силы - государства как Поднебесной в Поднебесной, происходящие на рубеже периодов Чуньцю (770 - 476 до н. Н.э.) и Чжаньго (475 - 221 до н. н.э.). На этот период приходится ломка колодезной системы землепользования, вводится налог на землю, изменение земельной собственности привела к значительным социально-политических изменений в обществе. Часть рабов превратилась в крестьян, увеличилось количество ремесленников, купцов, крестьян-единоличников. Более высокого уровня достигает развитие науки и познания объективных законов природы. Так, в астрономии результате длительных, систематических наблюдений появляется одна из первых записок о солнечные и лунные затмения, кометы, темные пятна на Солнце. Неподвижные звезды насчитывали 28 созвездий, устанавливается период вращения Юпитера, около 350 г. до н. е. создается первая в мире звездная карта. Для измерения времени строится солнечный календарь, год разбивается на 24 сезона, а продолжительность года приходится в 365,25 дней. Значительное развитие получила медицина, появляются знаменитые врачи, проводятся исследования по оптике, динамике, геометрии. Все это активизирует мышление, нацеливая его на обобщения теоретического плана. В ходе изменений, происходивших в классовых структурах, распалась система обучения в "присутственных местах", появляется много странствующих ученых, которые распространяют образование, возникают новые интеллектуальные силы с широкими общественными связями. В середине периода Чжаньго в царстве Ци был создан "дворец науки в Цзися", в котором было собрано около тысячи ученых. Обладая специальными познаниями, представляя различные классы и слои, они выступали с различными идеями, создавали круг социальных и философских проблем, выражая взгляды как по содержанию, так и по форме. Философия стала приобретать своей самостоятельности и собственного поля деятельности, разрабатывая взгляды на природу, теорию познания, историю, теорию о природе человека и выдвигая целый ряд философских категорий и тем.
Состояние развития философской мысли в Древнем Китае того времени фиксируется в исторических источниках как "соперничество всех школ". Количество этих школ точно не определена, хотя некоторые историки сводят их до десяти направлений. Однако известный Древнекитайскому историк Сима Цянь называет шесть главных школ: "служилых людей" (жуцзя, конфунцианци), моистов (Моцзы), даосисты (Даоцзы), законников, легистов (фацзя), номиналистов, которых нередко называют школой софистов (минцзя), сторонников учения об инь и ян, натурфилософов (иньянцзя).
Школа даосисты по списку Симы Цяня занимает третью позицию, однако по времени возникновения и своим влиянием она должна занять первую позицию. Развитие этой школы связано с деятельностью знаменитого Древнекитайскому мудреца Лаоцзы (VI в. До н. Н.э.). Хотя биографические данные в философской литературе Китая имеют принципиальное значение, поскольку время и место рождения, родовая принадлежность, основные этапы творчества, название произведений, служба, встречи и поездки являются координатами определенного лица в Поднебесной, свидетельств о жизни Лаоцзы немного. Однако известно, что он был старше Конфуция, встречался с ним, носил фамилию Ли, первое имя Эр, второе Дань. Родился он в царстве Чу, уезде Ку, волости Ли, в селе Цюйшень. Некоторое время занимал должность хранителя архива при дворе династии Чжоу. Оставив службу, уединился, что фиксируется даже в одной из картин Н. Рериха. По другим данным, он оставил Поднебесную, пошел на "запад в белый край смерти в конце естественного цикла", откуда начинается расцвет жизни Поднебесной, чтобы слиться с вечностью, возродиться вновь, воплотив телесное и духовное бессмертие. Религиозный даосизм, возникший позже, поддержал именно эту версию и много сделал для того, чтобы освятить имя мыслителя, "вызывая" несколько рождений Лаоцзы, относя их за тысячелетия до подлинного рождения и на тысячелетия позже. Во многом эта мысль распространяется и в народной традиции.
Немало тайн и легенд вокруг труда Лаоцзы "Дао дэ цзин" (Книга о Дао и Дэ, которую часто называют "Лао цзы"). По одной из легенд, Лаоцзы написал свою книгу по просьбе начальника заставы, покидая Поднебесную через западную границу. Утверждается также, что книга написана не Лаоцзы, а его учеником Хуаньюанем в V-IV вв. до н. е. Существует свидетельство о том, что "Дао дэ цзин" была написана в период Чжоу не позднее произведение "Чжуан цзы" (V в. до н. н.э.). В 1973 г. в Мавандуй, вблизи Чанша, была раскопана могила, которая относилась к Ханского периода и в которой найдены два экземпляра произведения Лаоцзы, написанные на ткани. Эти экземпляры являются самыми ранними, дошедшие до нас.
Мировоззренческую основу взглядов Лаоцзы составляет копия Древнекитайскому космоса, выполнена в пластике понятий - иероглифов Поднебесной с проповедью истинного, естественного, спонтанного жизни (цзы жань), не требует усилий и полностью основывается на собственных природных ритмах. Главная цель его философии заключается в приведении природной и человеческой Поднебесной к единству в естественном жизни, Вознесении творческой сущности человека до уровня могущества природного бытия. Категориальную основу философии Лаоцзы составляют категории Дао и Дэ, откуда название самой работы и ее разделение на две части. В первой части излагается учение о Дао, во второй - о Где, хотя эти категории служат центром всей сетки категорий при осмыслении не только онтологических, но и гносеологических, социальных, этико - нравственных проблем, которые в своем общем смысле, следуя одна с другой, предстают как органическая целостность.
Иероглиф "дао" означает "путь, по которому ходят люди". В И цзин он истолковывается как закономерность, закон. Лаоцзы придает этому понятию универсального, всеобъемлющего содержания, рассматривая его как способ существования всего сущего, основу мира, "корень неба и земли", "мать всех вещей". Дао постоянно, безымянное, проявляется во всех вещах. Мы не можем передать его словам, оно не выглядит, не обладает формами. Мы "смотрим на него и не видим; слушаем его и не слышим; ловим его и не можем поймать". Оно существует само по себе и не требует для своего существования ничего другого. Дао находится в недеянии, но нет ничего, чего бы оно не делало. Ему никто не приказывает, оно постоянно остается самим собой. Это - тождество, одинаковость, которая предлагает все и не зависит от времени, развития или гибели Вселенной. Фундаментальная и универсальная единство мира Дао существует постоянно, везде. А потому она не только фундаментальная основа мира, но и его закон. Дао выполняет свою роль совершенно естественно, не заставляет ни одно существо, не вмешивается в ее жизнь, дает возможность развиваться естественно; постоянно находится в движении, не вступает ни с кем в борьбу, не стремится никого захватывать, не считает свою деятельность заслугой, не добивается господство над другим. Такое действие Дао и является высшим законом природы и общества.
Загрузка...