Гераклит
(Ок. 540-ок. 480 pp. До н.э.)
«В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Имя этого Великого философа не исчезает из философского, научного и культурного обращения около 2,5 тысяч лет. Практически каждый, кто прикасается философского знания, познания, мудрости, пытается составить о Гераклита свое представление, выразить компетентное суждение. Но несмотря на грандиозную популярность, Гераклит - автор единственной труда (в одной книге из трех глав «О Вселенной, о государстве, о богословии») - остается «темным». Его фрагменты имеют такое количество несогласованных (а потому и не понятных полной мере) интерпретаций, с которой может сравниться разве что Библия.
Гераклит был наследственный титул василевса (царя - жреца), от которого отказался в пользу своего брата. Его увлекала философия и именно ей - единой и неделимой обладательнице духа - посвятил Гераклит свою жизнь и судьбу.
Он был мистиком, но мистиком особого рода - жизненные реалии (как и реалии природы) слишком часто находили в его учении далеко не мистическое истолкование.
Основой всего сущего - основной субстанцией - Гераклит считал «огонь», что «местами вспыхивает, а местами - затухает», возрождая все сущее в различных формах, переходящих друг в друга. Причем, возрождение наступает в силу смерти другого. Противоположности, поучал Гераклит, словно «переливаются» друг в друга. «Бессмертные есть смертными, смертные - являются бессмертными, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга - умирают».
Эпоха формировала характер философа, который, в свою очередь, воспроизводил ее дух и перспективу тем наставлениям, которое он делегировал истории. Характер у Гераклита был далеко не добродушный, неумеренно и не толерантный. Философ смотрел на жизнь с неприкрытым сарказмом, высказывал к нему слишком недемократические суждения. Вряд ли умеренной можно назвать его совет гражданам Ефес по уничтожению друг друга и передачи наследства детям. Слишком субъективным является его оценка Гомера, Гесиода и Пифагора. В последнем Гераклит оставил такие унизительные слова: «Пифагор ... создал себе ... свою мудрость: Многознание и обман ». Ничем иным, как пренебрежением к людям, продиктованы и афоризмы Великого философа относительно силы как единственного средства утверждения блага человека; преимуществ, которые отдают ослы соломе перед золотом похвалу войне как правде и всеобщему явлению.
Понятно, философское наследие Гераклита дошла до наших дней во фрагментарном виде. Ее интерпретация различными мыслителями позднего периода (от Платона до Гегеля и K. Поппера) имеет противоречивый характер. Собственно, достаточно непонятной она была и для современников. Именно поэтому Гераклита называли «темным», а образно изложены суждения философа использовали как основу для собственных выводов и суждений.
Считают, что Гераклит был противником демократии и сторонником аристократизма. К.Поппер интерпретирует Гераклита как философа, который первым среди первых заложил теоретический фундамент тоталитаризма и вошел в историю социальной философии как антирационалист и мистик. Внимательное изучение философии Гераклита дает основания считать такую оценку социальной концепции великого античного философа несколько упрощенной.
Гераклит действительно не принимал «демократии», но только в том виде, в котором ее внедряли в социальную практику при нем. Он не принимал «власть толпы», что «набивает брюхо подобно скота». Гераклит осуждал тогдашних «демократов», которые, пренебрегая призывом ума, слушали только толпа, шли за ним, выбирали «грязь» и «нечестие», «уравниловку» вместо того, чтобы рихтовать порядок, укреплять организационные основы социальности, утверждая аристократизм и благородство.
Как понимал Гераклит «демократию вообще», нам неизвестно. Однако ссылка на фрагмент о необходимости борьбы народа за закон не только не дает оснований утверждать, что понимал он ее неправильно, но наоборот - подчеркивает дальновидность мыслителя: под фрагментом «за закон народ должен биться, как за стены города», по нашему мнению, мог бы подписаться каждый реалистически мыслящий философ XX столетия.
Другое дело - как понимать «закон». В Гераклига это понимание с весьма туманным. С одной стороны, философ говорит о «закон» как «подчинение воле одном» (правителю), а с другой - как о всеобщей подчиненность необходимости - «логосу», подобном, кажется, в брахманской «кармы», копфуцианського «жень», лао -цзинського «дао».
Нет оснований осуждать Гераклита как тоталитаристам и за признание философом войны как принципа и движущей силы решения проблем. Такова была политическая практика того времени. А что права для практики, то права и для теории. Гераклит своим пониманием войны воссоздал реальное положение вещей. и не более. Однако, осуждая философа, мы ее не оправдываем его. 13 апологетике войны как всеобщего источники и средства развития проявилась ограниченность великого античного мыслителя, который еще не мог предвидеть, как это позже сделал И. Кант, життетворнои силы «вечного мира».
Практически одновременно с Гераклитом той или иной мере социально-философской и мир обзорно-гражданской тематики касались представители элейской школы - Парменид, Зенон и мелиссы; сицилийский философ и политик Эмпедокл, первый афинский мыслитель Анаксагор, довольно интегрированная, хотя и разноцветная, группа софистов - Протагор , Горгий, Гиппий, Продик, Ликофрон и алкил.
Фундаментальным идеей этого периода развития античной философии была идея софиста Протагора (481-411 pp. До н.э.) о человеке как мерило всех вещей, «Человек является мерилом всех вещей: существующих - усталость, что они существуют, и несуществующих - усталость, что они не существуют ». Эти слова сделали Протагора знаменитым. Положение о человеке как мерило всех вещей в той или иной плоскости рассматривали практически в каждой новой философской системе позднего периода. В целом ряде из них оно разворачивалось в опорный принцип познания и деятельности, организации общественной жизни и социальной практики. Наряду с копфуцианськнм «жень» - «Чего не желаешь себе, того не делай людям» протагоривське учение о человеке как мерило всех вещей мы рассматриваем как одно из двух фундаментальных завоеваний со циальной философии «донульового» времени. Третьим завоеванием стала методолого-мировоззренческих установка Сократа: «Познай самого себя». «... найти друг причинное объяснение является делом более престижной, чем получить звание наместника персидского престола »
Загрузка...