Квинт Септимий Флорента Тертуллиан
(Род. между 155-165 - умер 220 или 240)
«Credo quia absurdum» («Верю потому, что абсурдно»)
Биографические данные об этом Великого учителя христианства и философа слишком скупы. Он родился между 155 и 165 pp. нашей эры в Карфагене, в семье проконсульский центуриона. Получил приличное риторическую и философское образование. Из греческих авторов ему известны были Гомер, Пифагор, Эмпедокл, Платон и Аристотель. Тертуллиан знал и уважал Зенона, Лукреция, Цицерона и Сенеку. Позже - изучил право, работал адвокатом в Риме. По свидетельству биографов Тертуллиана, в юношеские годы тот был враждебно настроен против христианства. Что побудило его к принятию христианства, нам неизвестно. Однако фактом является то, что вернувшись в Карфаген, он принял христианство и стал пресвитером.
По характеру Тертуллиан принадлежал к личностям харизматического типа. Как показывает один из самых глубоких исследователей этого мыслителя К. Попов, «страстная, пылкая, жесткая, но мощная натура его не подчинялась никаким сдерживающим воздействиям; ни христианство, ни образование не произвели на него полной смягчающего действия. Всегда возбужден и ничем недоволен, он всю жизнь борется - с самим собой, с внешними и внутренними врагами церкви, борьбу за церковь и против церкви »(Попов К. Тертулиан, его теория христианского знания и основные начала его богословия. - К., 1880. - С. 3).
До наших дней дошел 31 трактат Тертуллиана. К ним следует присоединить такие потерянные произведения, как «О надежду верных», «О рай», «О свойствах души», «О судьбе», «О примирении души» и др.. По содержанию философско-религиозное наследие Тертуллиана делится на три основные группы: а) апологетические трактаты («К язычников», «апологетика», «О свидетельство души» и др.). Б) практически-аскетические («О идолопоклонство», «О раскаяния »и др..) и в) догматически-полемические произведения (« О плоть Христа »,« О душе »,« Против Маркиона »и др..). Разумеется, это разделение носит условный характер. Ряд произведений можно уверенно отнести к смежным групп. Ошибки здесь, очевидно, не будет, так как все они объединены единой целью и уверенностью в истинности Священного Писания, защиты, пропаганде и разъяснению которого философ посвятил всю свою жизнь.
Тертуллиан отмечал, что языческая литература полезна для христианина как источник информации, и вместе с тем подчеркивал, что в ней «нет истины»: она терпима, как необходимое зло. Высокая философская культура, совершенное (и текстуальное) знание Библии и литературная мастерство позволяли Тертуллиан излагать свои трактаты доступно и обоснованно. Он виртуозно владел словом, мог передать тончайшие нюансы Священного Писания, убедить в его истинности.
Собственной философской системы Тертуллиан не создал. Очевидно, в этом тогда не было необходимости. Он размышлял (философствовал) над Священным Писанием и тем самым открывал его пределы от тесно корпоративного (как известно, христианство начиналось как религия рабов) до общегосударственного, общественного и мирового значения. Практически под каждое принципиальное положение христианства он «подвел» ту необходимую философскую основу, опираясь на которую оно и утвердилось в качестве одной из крупнейших мировых религий.
О чем размышлял Тертуллиан и которые библейские мотивы его интересовали в первую очередь? Прежде всего, проблема создания мира «из ничего», единство (и божественность) человеческой души и тела, познание принципиально непознанного и веры, соотношение добра и зла в конкретном человеке и в обществе и т.п..
Как известно, во времена Тертуллиана четкого положения о создании мира Богом «из ничего» еще не было. Традиционная философия объясняла творения мира из абстрактной «материи». Тертуллиан прекрасно знал и понимал тезис Тита Лукреция Кара о том, что «из ничего ничего не возникает». Однако он не мог уступить авторитетом Бога, а потому подошел к этому вопросу с другой стороны - со стороны духовной сущности самого Бога - Софии. По Тертуллианом, Бог создает мир не из «материи», а из Софии, т.е. из собственного разума.
В таком же духе он истолковывает и человека. По мнению философа, человек является существом разумным, созданной по образу и подобию
Бога. Она имеет две составляющие - душу и тело. Образ Божий - это Душа, сходство - в хорошем настроении души. Одновременно философ подчеркивал, что в душе (как и Богу) также нужно выделять «дух» и «тело» - две разные, но телесные субстанции. Отсюда Тертуллиан делает вывод: человек не является единством «вражеских» начал, как утверждали гностики, она единственная в своей похожести Богу, «сотканная» из добра, веры и любви, призвана утверждать эти божественные ценности в своей жизни.
Откуда же тогда в мире берется «зло»? Обойти этот вопрос Тертуллиан не мог, это опять таки унизило бы авторитет Бога и Святого Писания. Философ выстраивает свое этическое учение, где природа «зла» выносится за пределы предметного поля творений Бога и предается человеку, вернее, его воли, которая должна быть свободной от внешней необходимости и обладает правом выбора. Дьявол, отмечает Тертуллиан, впервые осуществил грех свободно. Добро и зло, считал философ, имеют не субстанциальный, а чисто нравственный характер: источником «зла» является несоблюдение обязанности свободным субъектом.
Произведения Тертуллиана содержат массу моральных поучений и резкого неприятия моральных недостатков. Философ не скрывает своего негативного отношения к «культуры язычников», призывает к поиску естественных, не изуродованных форм нравственной жизни. Душа - «естественная христианка» - сама должна найти путь к Богу, освободиться от препятствий языческих суеверий. Душа должна жить в страхе Божием. Души тех, кто умерли, ожидают последнего суда, на котором получат видплачування по заслугам, поучал мыслитель.
По свидетельствам более поздних мыслителей, как талантливый первооткрыватель религиозно-философских истин, Тертуллиан всюду и везде был первым, но не создал ничего стройного и законченного. Но он совершил несколько больше, чем построение системы: философ нашел и обосновал ряд гостропарадоксальних формул, которые поднимают Писание над любой литературной, в том числе и философской, творчеством, убеждают людей в том, что оно является единственно истинным.
Обратимся к Тертуллиана: «Что общего между философом и христианином? Между учеником Греции и учеником Неба? Между искателем истины и искателем вечной жизни? »,« Что Афины - Иерусалим? Что Академия - Церкви? Что еретики - христианам? »,« Сын Божий распят - это не стыдно, потому что достойно стыда, и умер Сын Божий - это совершенно достоверно, потому что бессмысленно, и, похоронен, воскрес - это несомненно, ибо невозможно ». «Тем более надо верить там, где больше и не верится, потому что все это странно! Но какими должны быть действия Божии, если не сверх любого чуда? Мы и сами удивляемся, потому что верим ». Возможно, именно из этих размышлений родились слова «Credo quia absurdum» («Верю потому, что абсурдно»), которые приписывают Тертуллиана, хотя в данном конкретном виде в его произведениях их отыскать не удалось.
Обоснованием указанных парадоксов философ подарил христианству универсальную защиту этого величественного учения и одновременно ключ проникновения в извечный его таинство. «Философский» разум в принципе не способен отразить таинство своими рациональными средствами. Передать суть веры можно только чем-то «сверхразумного», «парадоксальным». Этим Тертуллиан решил узел недоверия к разуму, завязанный разрушенной античной культурой, одновременно он еще более туго затянул его: философ показал предел, до которого может дойти ум, не впадая в невосполнимы антиномии и не порождая ересь. По Тертуллианом, разум является мощным орудием и опорой человека, однако он не имеет силы в деле его спасения. Спасение может быть достигнуто в результате личной дотичности человека к Живому Богу - через веру и благодаря вере.
Последнее и определяет место Тертуллиана в системе религиозной философии. Как отмечает А.Столяров, он является полноправным участником ряда, который идет от Ап. Павла к Августину, Паскаля и Кьеркегора, а от них - к современным формам религиозного экзистенциализма (См.: Столяров А. Тертулиан. Эпоха. Жизнь. Учение / В кн.: Квинт Септимий Флорента Тертулиан. Избранные сочинения. - М., 1994. - С.34).