Владимир Вернадский
(1863-1945)
«Довольно часто приходится слышать, что то, что научно - то верно, верно, служит выражением чистой и неизменной Истины. В действительности это не так. Неизменном научная истина составляет тот далекий идеал, к которому стремится наука ».
Выдающийся Украино-русский естествоиспытатель и философ Владимир Вернадский родился в семье профессора экономики и статистики в г. Санкт-Петербург. Детские и юношеские годы будущего философа прошли в Харькове, где отец занимал должность управляющего Государственного банка. Высоко-интеллигентная семья дала парню замечательную начальное образование, обеспечила поступление и обучение в Петербургском университете. Юноша восторженно слушал лекции Д. Менделеева, В. Докучаева, И. Сеченова, А. Бутлерова, впитывал в себя все то, что взлетали из уст этих блестящих естествоиспытателей. Он увлекался математикой, экономической теорией, минералогией, биологией. Вместе с тем, внутренней симпатией будущего мыслителя была философская мудрость. Вернадский изучает произведения античных мыслителей, немецкую классическую философию, теологию, выражает по ним свои собственные, а главное - оригинальные суждения. Позже это выльется в создание концепции ноосферы - сферы человеческого разума, которая принесет В.Вернадскому мировое признание как великого и неповторимого философа обогатил эту древнюю науку новыми достижениями.
Карьера Вернадского состояла почти блестяще. Он начал с довольно скромной должности хранителя Минералогического музея Петербургского университета. Талантливый юноша уходит в науку, участвует в геологоразведочных экспедициях, стажируется за рубежом (Германия, Франция). Довольно быстро Вернадский получает должность приват-доцента Московского университета, защитил докторскую диссертацию, становится профессором этого же университета, избирается в Петербургской академии наук.
Вернадский принимает активное участие не только в научном, но и в общественно-политической жизни государства. Он отстаивает идеи гуманизма, прав человека, самоопределения народов, политических свобод личности. Показателен факт подачи Вернадского в отставку с должности профессора Московского университета. Причиной этого решения послужили реакционные меры тогдашнего министра народного просвещения Л. Кассо. Ученый не мог смириться с этими унижениями студента и профессора, попраниям академических свобод и фактической пренебрежения науки и образования, которую исповедовал тогдашнее правительство.
Революционные события также не остались без внимания В. Вернадского. Он становится членом ЦК партии кадетов, руководит газетой «Русские ведомости», а после Февральской революции входит в состав Временного правительства.
После 1917 г. В. Вернадский безраздельно отдает себя науке. В этот период его жизни тесно связывается с Украины (Полтава, Киев, Симферополь). Ученый избирается первым президентом созданной Всеукраинской академии наук, а чуть позже - также профессором Таврического университета.
Вернувшись в Москву, ученый организовал биогеохимическую лабораторию АН СССР, директором которой был до дня своей смерти. Вернадский становится лауреатом Государственной премии в 1943 p., Организатором многих научных направлений: генетическая минералогия, геохимия и биогеохимия, геохимическая эволюция, геохимия ландшафтов, радиология, гидрогеология, науковедение, создателем учения о живом веществе, теорию биосферы.
Новаторские научные исследования Вернадского внесли существенный задел в формировании становления современной научной картины мира и научного мировоззрения. Ученый рассматривал Вселенную как целостную систему «организованной живого вещества» - биосферы и человечества. Он отмечал, что с появлением человека и цивилизации начинается качественно новый этап развития Вселенной, где развитию планетарного характера способствовать ум и человек, а их результатом станет превращение биосферы в новую среду жизни - ноосферу (сферу разума).
Весомый вклад осуществил ученый по вопросам о научной регуляцию обмена веществ, системность и целостность изучения всей биосферы. Одним из первых он проанализировал структуру и свойства пространства и времени, подчеркнув их особую роль в формировании научного мировоззрения и практической деятельности человека, поставил вопрос о самостоятельном статусе биологического времени и пространства, указал на их специфику, основные особенности, в частности, симметрии и асимметрии.
Большое внимание В. Вернадский уделял исследованиям различных философских и методологических проблем; логики опытной науки, соотношение эмпирического и рационального в научном познании, этики научного творчества, природы научного мировоззрения, взаимосвязи философии и естествознания. Существенно и то, что при отстаиваемых научного мировоззрения он не абсолютизировал роль и значение науки, как не исключал участия в его формировании других форм духовного освоения человеком мира, переживаний самого человека.
Мировоззрение, основывается на самой науке, подчеркивал Вернадский, не может не быть ограниченным, поскольку наше общее впечатление о явлениях в мире имеет мозаичный характер. В общем, научное мировоззрение у В. Вернадского возникает созданием и выражением человеческого духа, наравне с которым возникают религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, философская мысль. Уничтожение или прекращение всякой деятельности человеческого сознания проявится угнетением другой.
Важное значение ученый придавал религии. Именно религия способна поднять человеческое достоинство и нравственность, обеспечить своеобразно очистки от греховности, поднять чувство общности, мысль об общечеловеческих основы жизни, духовное единство и любовь.
Рассматривая человечество как планетарно-геологическую силу, В.И.Вернадский обосновал необходимость рациональной регуляции системы «природа - общество», теорию бережного планомерного природопользования, сохранения и приумножения природных ресурсов планеты, контроля за их использованием, экологического воспитания молодежи.
Он был одним из создателей антропокосмизму - системы, в которой естественно-историческая, природная (в широком смысле - космическая) и социально-гуманистическая традиции развития науки сливаются в единое целое, создают новую парадигму мировосприятия и практики. Эта парадигма позволила ученому воссоздать целостную научную картину мира, обосновать концепции ноосферы, идеи которой введен в науку в начале XX в. французскими естествоиспытателями и философами П. Тейяр де Шарден и Г. Лepya.
По В. И. Вернадским, который разработал концепцию активной геологической роли человечества, биосфера Земли эволюционирует в новую фазу - ноосферу - сферу, перестроенную коллективным разумом и трудом человечества для удовлетворения его потребностей. Этот процесс ученый считал объективное явление и закономерность взаимосвязанной эволюции природы и общества. Победа научного разума неизбежна, но только через тяжелую и упорный труд, полное физическое и интеллектуальное самовичерпання человека и природы.
Биосфера является сферой жизни, то есть частью Земли, заполненной жизнью или продуктами жизнедеятельности. С появлением человека и общества возникает своеобразное ускорение эволюционных процессов. Разум человека вносит качественные изменения в характере земной эволюции. Человек создает новые технологии, привлекает к жизнедеятельности новые ресурсы планеты и одновременно изымает из круговорота химических элементов в природе все большее количество вещества. Таким образом, человек выступает как геологоутворювальна сила, мощный фактор дальнейшего развития планеты. С появлением человека и его умственно-технологической деятельности биосфера приобретает новое качество - ноосферы, где жизненные процессы происходят как умные, технологически обоснованные, морально выверены.
К формированию ноосферы, считал В. И. Вернадский, приводят два относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные процессы: эволюция биосферы и эволюция социума. В теоретическом измерении ноосфера предстает как сочетание наук о природе с науками о человеке; в практическом измерении - это сфера человеческого - морального, гуманистического, социально-справедливого - бытие природы и человека. Эти два процесса совпадают. В. И. Вернадский подчеркивал: «Важным для нас является факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно поэтому смотреть в будущее с уверенностью. Оно в наших руках. Мы его не выпустим »(См. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / / Успехи современной биологии. - 1944. - Т. 18, вып. 2. - С. 119).
Ученый отмечал необходимость глубокого изучения естественной эволюции биосферы с целью контроля за ее состоянием и направленностью развития. Геологическая сила человечества требует всестороннего контроля. Бесконтрольность усиливает ее разрушительные аспекты, которые могут привести к бифуркации биосферы, ее расстройства и уничтожения. Пока биосфера выдерживает антропогенное давление. Однако в любым момент может произойти кризис или катастрофа. Превзойдя нагрузки на атмосферу и биосферу, человек может вызвать необратимый процесс ее разложения, негативные последствия которого предсказать невозможно.
Параллельно с программой определения границ дозволенного по биосферы человечество должно работать над программой изучения, организации и контроля процессов в обществе. Его развитие, подчеркивал ученый, является непрерывной цепью возникновения и разрешения противоречий. Одна из них - противоречие сочетание эволюции разума, технологии, практической деятельности и биосферы. Естественные науки должны определить пределы вмешательства в жизнь природы; общественные (гуманитарные) - найти пути достижения соответствия деятельности жителей планеты объективным ограничениям. Общие (цивилизационные, общечеловеческие) интересы создают условия преодоления классовых, национальных, межгосударственных противоречий, поиска компромиссных решений. Все это, по мнению В. И. Вернадского, и является ноосферой - сферой человеческого существования, разумного регулирования биосоциальной процессов, морально-гуманистической единства человека и природы.
Противник всякого насилия, В. Вернадский выступал за развитие демократии, гражданских свобод и свободы мышления, постоянно подчеркивая, что борьбу можно вести только во имя свободы, вечных, жизненных и безусловных истин и основных прав человека. Ученый органически не воспринимал насилие, а вместе с ним - большевизм как проводника насилия в систему социальных преобразований. Он болезненно переживал события революции и гражданской войны с их разрушениями, грабежами, превосходством вооруженного над безоружным. Отрицательно относился к большевистской идеологии и большевизма не только в послеоктябрьских, но и в советский период.
Украинский по происхождению, В. Вернадский был тесно связан своими родственными связями с семьями лучших украинских интеллигентов (Короленко, Старицкие), всегда осознавал свою принадлежность к украинскому народу, поддерживал постоянные связи с ним. Еще в дореволюционный период Вернадский отмечал, что с момента присоединения Украины к России политика последней состояла в том, чтобы полностью растворить украинский в господствующем народу, уничтожить в их сознании все национальные особенности. Когда Россия попадала в затруднительное положение, то всегда пренебрегала интересами украинского народа в пользу нужных для нее в данный момент соседей. Ученый критиковал нейтралистськи стремление российских властей, где русская администрация, особенно ниже, под видом борьбы с украинским «сепаратизмом» преследовала невинные и естественные права украинской национальной стихии, предвзято истолковывая их как вредные.
Вернадский выступал также за сохранение украинской культуры и культурной самобытности украинского народа. В отличие от своих политических единомышленников (большинства членов партии кадетов) он считал возрождение украинского языка значительным позитивным явлением, хотя с объявлением Украинской Народной Республики опасался возможности насильственной «украинизации». Будущее Украины ученый видел в союзе с Россией в рамках единого федеративного государства.