Никакая деятельность, тем больше производство, не начнутся, если к тому же нет внутренних объективных предпосылок. Такими предпосылками, внутренними возбудителями активности выступают потребности. Духовные потребности: познавательные, эстетические и моральные.
Возникновение познавательных потребностей связано с необходимостью получать объективную информацию об окружающем мире, чтобы адекватно ориентироваться и преобразовывать. Сначала потребности вплетены в материальнопрактичне жизни людей. Познавательные потребности начинают выделяться из мира материальных потребностей, приобретать преимущественно духовность лишь на достаточно высоком уровне развития общества. Но возможность заложена уже в специфике человеческого существования.
Человек живет в мире, постоянно расширяется, а потому и постоянно встречается с положением неопределенности невыносимо для него, и стремится преодолеть. Человек нуждается в предвидении будущего, для чего ему необходимы знания, которые в данный момент могут и не иметь непосредственной пользы, тем самым создается определенный избыточный запас знаний. Вместе с расширением человеческого мира расширяется и совокупность знаний человека, имеющего системность. Утилитарно-значимые в данный момент знания будто нанизывают другие, такой значимости не обладают, но без них невозможно было бы построить систему знаний. Познание постепенно превращается в самостоятельную форму деятельности и сознания, начинает развиваться по своим законам, а познавательные потребности все более приобретают духовность.
Человеку нужны не просто полезные, правильные, точные, истинные знания, опираясь на которые она может рационально строить свою жизнь и более-менее точно предсказывать будущее, и с помощью средств науки приблизить будущность. Истина становится важной духовной ценностью. Наконец, в современном мире наука начинает идти будто перед практикой. А для общества удовлетворения познавательных потребностей - духовных, а не только материальных, утилитарных, становится важным условием расцвета. Важным, но не единственным. Поскольку общество - надбиологична форма общежития людей, то общество нуждается и в надбиологичних формах регулирования взаимоотношений между людьми. Именно как формы служат моральные нормы, принципы, ценности. их возникновение обусловлено естественными потребностями совместной жизни людей, а сами потребности имеют конкретную историчность. Но моральные ценности выступают и в форме определенных идеалов, законов об совершенство мира.
С развитием человека развиваются и ее потребности, постоянно направляются в будущее, стремлением превратить мир, улучшить его. В своем стремлении человек нуждается в конкретных ориентирах, в определенных критериях для различения Добра и Зла. Категории Добра и Зла - важнейшие нравственные категории, всегда отражаются в форме моральных оценок и распоряжений практические задачи социальных субъектов в современности и на будущее, формируют, с одной стороны, требования сохранения уже достигнутого в ходе развития культуры а, с другой, - выражая недовольство существующим и цель дальнейшего исторического развития. Иногда понятие Зла считают лишь религиозной или аллегорией логической абстракцией. Между тем «зло есть душевная склонность человека, присущая каждому; якобы некоторое живучее, в страстное тяготение к разнузданно зверя, тяготение, всегда стремится к расширению власти и к полноте захвата», побеждает там, где «духовных не возможностей нет, а душевность возможна бесчисленное ». В современных условиях зло становится Взлом абсолютным как угроза существования рода человеческого. Вот почему свести духовно-нравственные границы индивидуального и общественного бытия, препятствующих самовидданню злу, формированию у человека потребностей и способности их создавать и сохранять является необходимым условием персонального и социального выживания, подлинно человеческого развития.
Современная жизнь порождает и потребность установить гармонию между наукой и нравственностью, поскольку каждое научное открытие имеет положительный и отрицательный потенциал. Но гармония между Истиной и Добром будет не полной без включения в нее эстетических начал, искусства, поскольку ни наука, ни нравственность не исчерпывают полностью всю духовность бытия. Причина, по которой искусство обогащает людей, считал Нильс Бор, состоит в способности напоминать о гармонии, недосягаемую для системного анализа. Искусству присущ целостный, синтетический взгляд на мир, который открывает загадочное, иррациональное, не поддающееся рациональному научному познанию. Поэтому искусство всесторонне, целостно развивает индивидуальность человека, его сознание и чувства, творческий потенциал. Искусство обращено к эмоциональной стороны человеческой природы, развивает чувство. А без человеческих чувств и страстей нет деятельности, творчества, нет героических дел, нет и нравственного величия. Человек, моральное сознание которой состоит из одних только правил, живет, по выражению Льва Толстого, в мире отраженного жизни, часто выглядит жалкой при реальном столкновении с ней, с человеческими чувствами и страстями, равнодушной к людям, не умеет любить и ненавидеть, ее правила не касаются глубоких сфер жизни. Будучи, по существу, правилами внешней благопристойности, они не способны помочь ему найти адекватный стиль поведения в тяжелой ситуации. Воспринимая эмоционально или негативно произведения искусства, человек общается с творческим, деятельностным началом лица, получает стимулы, побуждающие соблюдать или отклонять ее идеалы. В таком смысле искусство - сама человеческая форма общения и привлечения, присоединения к высотам человеческого духа, важное условие социализации индивида, является самосознанием культуры и ее кодом в процессе общения с другими культурами. Гармонизация эстетических, познавательных и нравственных потребностей - необходимое условие нормального духовной жизни общества, развития духовности человека.