Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Понятие этика этимологически происходит от древнегреческого слова etos, изначально (в частности, еще в «Илиаде» Гомера) означало местопребывание, совместное жилье. Впоследствии приобрело новое значение: обычай, темперамент, характер.

 

История слова этос зафиксировала то важное наблюдение, что обычаи и характеры рождаются в совместной жизни. Выдающийся мыслитель античности Аристотель основываясь значение слова этос как характера (темперамента), формулирует прилагательное ethicos - этический, определив особенность человеческой добродетели, а именно благотворительности характера (мужество, мудрость, умеренность, справедливость и др.), которые отличаются от добродетелей разума. Для определения науки, изучающая этические честности. Аристотель сформировал новый существительное ethice - этика, встречается в названиях произведений («Большая этика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика»). Так, в IV в. до н. е. этическая наука получает название, носит до сих пор.

История становления понятия этика повторяется еще раз на римской почве. Приблизительным латинским аналогом слова «etos» является слово «mos» (moris), что также означает удачу и характер человека, покрой одежды и моду, обычай и порядок. Древний римский философ Цицерон, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, сформировал прилагательное «moralis» (относящейся к характеру, обычаям), а от него позднее возникает понятие «moralitas» - мораль. Итак, по этимологическим содержанием греческое «ethice» и латинское «moralitas» совпадают. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а созданные философами для определения определенного явления.

В процессе историко-культурного развития понятия этика и мораль наполняются разным содержанием. В общественном сознании мораль стали понимать как реальные явления (нравы общества, установившиеся нормы поведения, оценочные представления о Добре, Зло, Справедливость и т.п.). Этику же стали рассматривать как науку, изучающую мораль, реальное явление предметную сферу. Хотя в повседневном словоупотреблении понятия мораль, нравственность различия в смысле не всегда соблюдаются. Российским аналогом термина мораль есть понятие нравственность (нравственность). Первоисточником стало слово нрав (характер, т.е. совокупность душевных качеств, отличаются от ума; страсти, воли и др.)., От которого образовано прилагательное нравственный, который и стал основой слова нравственность. Впервые понятие нравственности (нравственность) встречается в словаре русского языка конца XVIII в. Понятие морали и нравственности часто отождествляются, и есть достаточно оснований. В современной литературе за ними закрепляется, следуя немецкого философа Георга Гегеля, понимание морали как формы общественного сознания, совокупности осознаваемых людьми принципов, норм, правил поведения, а нравственности - как воплощение таких принципов, правил и норм в реальном поведении человека и отношениях между ней и другими людьми. Итак, история (память) терминов позволяет сделать вывод, что этика - это наука о морали (нравственности).

Что же такое мораль как социальное явление, и какую предметную сферу морали изучает этика? Мораль - реальное явление, предметная область. Правда, в живом языке понятие этика, мораль до сих пор употребляются как взаимозаменяемые. Довольно обычны для повседневности словосочетания, как этика студента, молодежная этика, этические нормы подразумевают определенные моральные процессы и качества. С другой стороны, если речь идет о моральной теорию, нравственную философию, то имеются в виду этические учения.

Известный философ Иммануил Кант говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». В современности, как никогда ранее, для демократического государства очень остро стоят этические проблемы. Развивать молодую демократическое государство имеют люди душевно чистые, высоко этические, охвачены общечеловеческими ценностями. Человек как природная - существо бренно и ограниченная. Понятие и границы ее жизни отмеренные очень бледно. Но, боясь тьмы небытия, человек ни при каких условиях не хочет мириться с тьмой и стремится вырваться из тисков времени и пространства, тянется к бессмертию. Стремление бессмертия, желание подняться выше себя, выйти за естественные пределы нигде не находят такого полного удовлетворения, как на моральном пространстве. Древние философы считали человека чем-то средним между животными и богами. Воспользовавшись таким сравнением, можно сказать: нравственность и есть то, что выводит человека из животного состояния и поднимает к божественным высотам.

Мораль - одна из форм духовной жизни, один из древнейших, универсальных способов социальной регуляции, имеет общечеловеческий смысл и конкретно-историческое содержание. Моральное измерение дает представление о степени человечности общества и личности. Искусство и религия, философия и право всегда обращались к проблемам Добра и Зла, справедливости, гуманности, смысла жизни и счастья человека и обобщали опыт духовных поисков. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей в общественной жизни возникла в XX в. в период постсоветских трансформаций, в частности, в Украине. Выдающиеся достижения научно-технического прогресса обернулись катастрофическими последствиями для человека (проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы болезней и голода, взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами). Решение их без опоры на нравственность человеческого существования кажется невозможным. Поскольку интеллект, не наполнен, не пронизан нравственностью (моральными ценностями) способен разрушить не только окружающий мир, но и самого себя. Нравственное возрождение и духовное совершенствование человека - цель и средство прогрессивного развития общества и человечества.

Человек поднимается к моральным высот тогда, когда сама жизнь (как минимум, собственно!) Стремится сформировать мораль. На таком пути, если брать всю общественную биографию человека, ее историческое развитие, много завоеваний и много неудач. Однако завоевание не усиливало нравственную свободу человека и общества, а неудачи не ослабляли ее. Поразительный факт заключается в том, что человек тем настойчивее, упорнее, упорнее стремится к нравственных идеалов, чем дальше отстает от них реально. Как душистая роза растет на удобренной почве, так чистота нравственных помыслов шла корнями в грязь общественных неудач, возникая как их возражения. И как не согласиться с Софоклом, что нравственное начало в человеке есть наибольшая ее тайна, величайшее чудо. И есть мораль, то незаметная, но зато ее отсутствие сказывается фатально.

Кажется, что от морали ничего не зависит. Пренебрежение ее норм часто ничем не грозит: ну почему не отвернуться от друга, если такая мелочность помогает твоей карьере, почему не отказаться от отца, если того требуют политические интересы, чем не обмануть, если это может принести явную выгоду. Но стоит, однако, стать на такой путь, как становится ясным, что это путь в бездну. Вдруг оказывается, что все - и хозяйственные успехи, и социальная стабильность, и психологическое самочувствие - безотрывно от морали. То, что казалось невидимой, почти эфемерной, вещью, ничего не значит, вдруг оборачивается грозной разрушительной силой. Мораль мстит за пренебрежительное отношение к ее законов. И никому - ни человеку, ни обществу - не дано безнаказанно попирать ее законы. Эта истина выстрадана человечеством.

История сроков подводит к обобщенного определения: этика есть наука о морали. Известно, что ни одна человеческая общность не могла существовать и развиваться без согласования различных противоречивых (часто противоположных) интересов людей, соблюдения определенных взаимных обязанностей, правил поведения, постепенно становились привычными, общепринятыми, превращались в обычаи, традиции, устойчивые нормы нравственного поведения. Следовательно, общество в процессе исторического развития сформировало особый социальный инструмент, с помощью которого может регулировать и направлять поведение каждого человека, чтобы не только не разрушала, а также укрепляла общественный организм. Инструментом (социальным институтом) общественной самоорганизации и есть мораль.

Мораль существует в двух формах: личных качеств (моральные качества людей - милосердие, ответственность, скромность, честность и др..) И совокупность общественных норм поведения и оценочных суждений (таких, например, как «не укради», «не убий» и другие и «справедливо, порядочно, доброжелательно» и др.). Моральные качества характеризуют личность с позиций ее способности общаться с себе подобными и сосуществовать с ними, выступают как черты характера и проявляются во взаимодействии с другими людьми. Моральные нормы и оценочные представления выражают интересы тех или иных социальных групп, общества и становятся основой поведения людей. Это знаменатель многообразие индивидуальных действий, один из способов сведения индивидуального к социальному, определяют тип поведения, который необходим конкретно-историческом обществу или его большинства.

Итак, моральные качества (свойства личности), с одной стороны, и моральные и оценочные представления, с другой, реализуются в отношениях, взаимодействия между индивидами и выражают общественные связи между ними. В первом случае эта связь выступает в субъективно-личной форме, а во втором - как объективированный, надындивидуальным связь. Это позволяет говорить о морали как социальные отношения. Нравственная жизнь человека распадается на два уровня, две сферы - сущего и должного. Сфера сущего выражается в реально существующих обычаях, действительных ценностных значениях реальных форм общественных связей между людьми. Сфера надлежащего предусматривает нормативные установки нравственного сознания. Поэтому мораль не сводится лишь к нравственного сознания, а есть и ценностный смысл, который заключается в существующих общественных отношениях, в практическом взаимодействии людей.

Обобщая поведение людей (практику), мораль вырабатывает определенные требования, повеления (императивы) «как должно быть», которые поддерживаются общественным мнением и (или) собственной совестью человека (убеждениям). Поэтому мораль, прежде всего, выступает как система требований, норм и правил поведения человека, исторически сложившиеся и соблюдение которых должно добровольный характер.

Мораль является таким императивным способом, по которому определяется отношение человека к действительности, который регулирует человеческое поведение с позиций принципиального противопоставления Добра и Зла. Стремление и способность морали оценивать поступки человека, действия социальных субъектов с позиций Добра, Зла, Справедливости подчеркивает ее оценочный характер. Мораль - особая форма взаимодействия человека с действительностью, с конкретными людьми, социальными общностями представителями мира природы и ценностей культуры.

Итак, мораль сосредоточена на человеке и проявляет себя в ней как общественное начало, объединяющее людей, которые вовлечены в различные виды деятельности и взаимодействия. Высший смысл назначения морали выражается в обеспечении целостности и гармоничности межчеловеческого взаимодействия, преемственности исторического развития общества. Мораль не сводится ни к религии, ни к праву, ни к любым другим формам духовно-практической жизни, а имеет свою специфику и играет важную роль в жизни человека и общества. Итак, мораль является сложной сферой жизни человека и общества, выражающий степень их человечности, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

Этика - наука об особой сфере человеческой жизнедеятельности, специфический институт - мораль. Целью этики является рациональное обоснование морали и выявления ее природы, суть, места и ее назначение в развитии человека и общества. В этике осмысливаются, обобщаются, систематизируются исторические формы нравственности, анализируются этические доктрины, теории, стремятся объяснить природу,

закономерности развития, функции морали, а также осуществляется анализ механизмов моральной ориентации и регуляции, выраженных в системе ценностей, норм, принципов, понятий морального сознания. Правда, сразу следует обмолвиться, что наряду с классической позицией на этику как науку о морали, существует мнение среди мыслителей, занимающихся этическими проблемами, и, что этика не является наукой. Выдающийся мыслитель-гуманист Альберт Швейцер это объясняет тем, что «наука как описание объективных фактов, обоснование существующих между ними взаимосвязей и обобщение всей совокупности накопленного материала возможна лишь тогда, когда речь идет о ряде однородных фактов, повторяющихся или об одном факт среди явлений, когда налицо материя, в которую предстоит внести порядок. Науки о человеческом желания и действия нет и не может быть. Здесь может идти речь лишь о субъективных и единые своеобразные факты, взаимосвязь которых скрыт в загадочном человеческом Я ».

Если с объектом изучения этики более или менее ясно, то сложнее с ее предметом. В процессе исторического развития цивилизации человечества предмет этики менялся. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, менялся сам объект изучения - мораль (то, что нравственное в одних условиях, становилось аморальным, максимум ненормальное в других, изменившихся условиях). Во-вторых, менялся предмет этики и вследствие развития самого этического знания, открытие новых сторон, регулятивных механизмов морали, что свидетельствовало о разных степенях и уровне ее познания. Оба эти процессы в их взаимной зависимости нашли отражение в истории мировой этической мысли. Характерным здесь является то, что мораль, выступая объектом изучения этики как науки, не создает этические нормы, правила, а лишь устанавливает, что в обществе или в историческую эпоху считать или считали добром или злом. Мораль не определяет, что есть добро, а что - зло. Этим занимается этика, определяя мораль, то есть, хорошо, что плохо с нормативной точки зрения. Итак, предметом этики выступают моральные нормы. Поэтому, этика - наука, объектом изучения которой является мораль.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии