Структурно нравственная культура личности выступает как диалектическое единство культуры нравственного сознания и культуры нравственного поведения, что в свою очередь являются составляющими общей культуры человека.
Моральное сознание - это специфическая разновидность общественного и индивидуального сознания, направлен на освоение ценностных свойств общественных отношений и поступков людей с позиции их соответствия принятым в обществе моральным нормам и установкам. Одна из важнейших особенностей морального сознания в том, что социально-необходимое находит в ней форму личного выражения, благодаря чему выступает в индивидуальном и общественной жизни как своеобразная программа действия, моральный императив. Культура нравственного сознания личности включает культуру этического мышления и культуру нравственных чувств. Культурный потенциал нравственного сознания реализуется, прежде всего, в культуре этического мышления. Критерием культуры этического мышления является оптимальность принятия моральных решений и решения моральных конфликтов.
Проявления культуры этического мышления разнообразны. Это умение пользоваться приобретенным этическим знанием, что выражается в умении отличать Добро от Зла, применять в конкретной ситуации необходимую, соответствующую моральную норму т.д.. Но нравственная культура не сводится только к знанию в сфере морали. Моральное сознание должно опираться не только на аргументы разума, но и на силу чувств. Именно чувства человека, преобразованы, отшлифованные нравственностью, является мощным фактором перехода этических знаний в нравственные поступки. Культура моральных чувств - одна из важнейших характеристик нравственного сознания человека. Степень нравственной воспитанности человека совпадает с тем, насколько в ней развита способность к моральному резонансу, сопереживание, сострадание, милосердие, насколько морально чистые чувства. Все это не менее важно, чем культура этического мышления.
Формирование культуры нравственных чувств очень важный резерв совершенствования нравственной культуры личности и межличностных отношений. Такие морально-психологические качества личности, как способность к взаимопониманию, отзывчивость, чувство сопричастности, солидарности, обеспечивают здоровый морально-психологический климат в коллективе, сплоченность его членов, нормальное мижособисте общения. Эмоциональная сторона деятельности, нравственные чувства раскрывают суть субъективной подготовленности лица воспринимать и реализовать моральные требования. Культура нравственных чувств является одним из основных указателей духовно-нравственного мира человека. Следовательно, в поведении человека определяющую роль играет культура нравственного сознания, т.е. ее внутренняя культура, основанная на мировоззрении и усвоенных нравственных ценностях. В поведении человека воплощаются результаты воспитания.
Практически духовная природа морали означает, что его требования неотделимы от общественных задач, наполнены конкретным практическим содержанием. Поэтому нравственная культура личности, помимо культуры нравственного сознания, включает и культуру нравственного поведения (поступков), т.е. внешнюю культуру. Это знание и воплощение в поступках, поведении лица правил этикета. Этикет (француз. - этикетка, ярлык, церемониал). Словом «этикет» определялся установленный порядок и форма поведения при дворе монарха, то есть придворный протокол. Каждая эпоха, каждое общество отличается своими правилами поведения, системой норм приличия. Современный этикет - это совокупность правил повседневной порядочного поведения, что касается внешнего проявления отношения к человеку, в основе которого лежат представления о моральном и прекрасное. Современный этикет основывается на моральных принципах гуманизма и демократизма, способствующие взаимопониманию, взаимодействия, комфортному общению между людьми.
Доброжелательность, почтительность, уважение к мнению другого, забота о ближнем, помощь ему т.п. являются выражением и внутренней культуры личности и внешней, что отражается в соблюдении этикетных требований. Вежливость, скромность, простота, тактичность, точность - это важнейшие требования культуры поведения, соблюдение внешних правил порядочности.
В цивилизованном обществе сложились общие правила этикета:
- Уметь быть внимательным к человеку в любых ситуациях; вежливо обращаться с просьбой о любую услугу и благодарить за ее предоставления; сочувствовать человеку в ее неудачах, разделить с ней радость успеха, быть терпимыми к другим мнениям, вкусам, терпеливо выслушивать того , кто говорит, не перебивать его и проявлять интерес к его мнению;
- Предлагать человеку свои услуги и помощь в возможных формах; не допускать унижения человеческого достоинства того, кто вам не нравится;
- Беречь рабочее и свободное время свой и других людей, не тратить его бессодержательными разговорами, не заставлять человека ждать тебя, разговаривать на языке понятном большинству или всем присутствующим;
- Стараться не замечать физических недостатков человека, не расспрашивать о них; не смеяться беспричинно в присутствии человека, не давать ей повода думать, будто вы смеетесь над ней: не допускать никаких угроз человеку, тем более - физических действий;
- Не навязывать собеседнику гема разговора о себе, стремиться больше спрашивать и слушать, чем говорить самому; не подчеркивать своего благородства и жертвенности в совершенной услуге, какой бы важной и значительной не была;
- Заботиться о своем внешнем виде, опрятность и чистоту, помнить, что невнимание к себе, небрежность, неряшливость - это неуважение к другим людям; не привлекать к себе внимания экстравагантностью внешнего вида.
Правила отражают общую форму уважения к человеку вообще.
Подлинная культура, внутренняя и внешняя, проявляется во всем: в отношении к труду, к служебным обязанностям, во владении устной речью, в повседневном общении с семьей, с коллегами, в манере поведения в гостях, общественных местах и т.п.. Состоя из многих компонентов, моральное поведение проявляется, прежде всего, в двух из них: в умении выбирать, внешнюю форму, адекватную внутренний моральной культуре; в умении оптимизировать способ деятельности, выбирать и применять эффективные средства выполнения морального решения.
Итак, нравственная культура личности - это качественная характеристика нравственного развития и нравственной зрелости личности, которая проявляется: во-первых, в культуре нравственных чувств, является выражением способности личности к сочувствию, сопереживанию, милосердия, т.е. ощущать чужие боль и радость как собственные, во Во-вторых, культуре этического мышления как рациональной составляющей нравственного сознания, выражается в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновать цель и средства деятельности. Такой ценностно-ориентирующий и программируемый уровень нравственной культуры зависит от мировоззрения человека, этических знаний, убеждений и обеспечивает внутреннее восприятие нравственной цели и средств, в-третьих, культуре поведения, с помощью которой реализуются поставлена и принята нравственная цель. Культура поведения характеризует способность лица к морального выбора и практической реализации цели, замыслов, решений в соответствии с господствующих нравственных ценностей. Наконец, нравственная культура личности проявляется во всей системе его взглядов и убеждений, повседневном поведении, конкретных поступках, совершаемых им в различных видах деятельности, реализуется в любом виде личной культуры (политической, правовой, эстетической, профессиональной и т.д.), в той мере , в которой соответствующий вид человеческой деятельности имеет моральное измерение, моральный аспект.