Поскольку естественные измерения человека относительны, они через частичную недолужнисть демонстрируют неполноту человеческого бытия и поддаются определению. А уникальность человека понять однозначно невозможно.
Это происходит не из-за двуликость (разногласия) человека, а от парадоксальности (многоголосый) человека. Метафизика человека, пытаясь охватить ее бытия, открывает вопрос человеческой личности. Не поддаваясь контролю и коррекции, бытия человека происходит неожиданно и последовательно, без оперативных (организационных) вмешательства извне, а на основании самого себя.
Метафизика человека, как внеприродный в ней, касается ее образа как «Подобия Божия», как невыносимой границы, границы «горного» и «дольнего», жизни и смерти, и отмечает Тайну человека, воплощение Абсолюта своим присутствием и духовностью. Речь идет о человеческом непосредственный опыт быть нравственным существом.
Бытие человека как изначальная сущность представляет необходимость (самопричиннисть) человека в действительности и проясняется в ее разумном отношении к происходящему.
Показательными опытами бытия человека есть вера, свобода, смысл, любовь, смерть. Это такой несомненно принят, символическое пространство человека, в котором она не следует что-то, а выступает как Другой. То есть не повторяет Другое, не вмешивается в чистоту бытия, а укрепляет собственную неповторимость через единство (совпадение) с Другим. Сверхъестественное (предельная) сущность человека способствует ее утверждению не как промежуточного звена, а как мирового события.
Вера - это человеческий чувственный опыт постижения необъятное. Она - способ примирения с миром и преодоление собственной частности. Будучи полноценным актом, вера безусловно выводит человека за свои предметные границы и таким образом формирует человека как личность.
Свобода, так же как вера, не отчужден акт познания основания себя и мира. Выражая непосредственное способность человека быть беззаботной (бескорыстной), свобода пронизывает собой каждую структуру его внутреннего мира.
Смысл - это глубинное «место» человека в мире, что является способом сознательного мощи человека постоянно осмысливать, обращать внимание на бытие. Это опыт «молчаливого» запроса бессмертного и прислушивание к себе - бесконечному.
Любовь - понадчасовий опыт милосердного отношения к основанию. Как акт самоотречения, любовь является способом отказаться от «своего», «этого» (содержательного) и проникать туда, куда естественным измерениям человека доступ закрыт. Как опыт удержания собственной идентичности - любовь является способом выражения простой, драгоценной позиции человека.
Смерть - завершен опыт человека, освобождения духа для вечности и безусловного вхождения в состояние абсолютного покоя (неделимости).
Она является окончательным отрицанием пустоты и открытием первозданности «лица» человека (Мамардашвили).
Итак, метафизика человека имеет отношение к фундаментальному, основательного в человеке. Т.е. к непривычным способностей, нетленных усилий человеческого бытия, к форме, вне которой человек не будет человеком, а лишь пустым пребыванием, бесполезным передвижением по жизни. Сверхъестественность (потусторонность) человека - это деяние, которое возникает само собой, Явление, знаменующий ее существом, причастным к божественному (вечного).