Если рассматривать иерархию ценностей, то нужно выделить ценности - цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности - средства (инструментальные ценности). Можно выделить также и материальные и духовные ценности, опираясь на социальное значение и последствия их реализации - положительные и отрицательные. Важно то, что все они находятся в тесной связи между собой.
Высшая и абсолютная ценность - это сам человек, его жизнь. И. Кант убеждал, что человека как ценность нужно рассматривать только как ценность - цель и никогда - как ценность - средство. Человек - это самоценность, абсолютная ценность, постановка вопроса вне человека лишена смысла Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы самостоятельно, усилиями своей воли преодолевать все обстоятельства, реализуя свою жизненную программу.
Ценностью являются социальные сообщества и общество в целом, которые также являются, как и человек, субъектами ценностей. Человек совершенствует в обществе, состоящем из других лиц, которые могут быть не средствами, а только целями для нее. К высшим ценностям, кроме этих, нужно отнести «пограничные», наиболее общие ценности для человека - смысл жизни, добро, красота, справедливость, истина, свобода и т.д.. Ценность по своей природе вневременная, вечная. Этот тип ценностей всего влияет на социализацию личности. Люди, которые не нашли смысла жизни, часто приходят к выводу о бессодержательность самой жизни, иногда заканчивают его трагически. А те, которые достигли чего-то большого, значимого, занимаются определенным делом, это дело очень ценят. Это - призыв судьбы, они любят свое дело, для них стирается различие между понятиями «труд» и «радость». Жизнь посвящена поиску тех ценностей, которые являются действительными и не могут быть сведены к чему-то высшему. Эти ценности бытия - важнейшие потребности, они являются смыслом жизни для большинства людей.
Ценности - средства как промежуточные ценности подчиняются высшим ценностям и обусловленные ими. Если человек стремится к утверждению справедливости, то она никогда не будет использовать для этого несправедливые средства, поскольку понимает, что стремление к добру несовместимо с ними. Без ценностей - средств необъятные никакие ценности - цели, но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают недостойных средств. Ценности - средства могут быть разные: материальные и духовные, экологические, экономические, социально-политические и т.д.. Внутри они также создают определенную иерархию, которая по-разному определяет поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.
Важно здесь также учитывать социокультурные типы общества, которые имеют специфические ценности. Ценностные парадигмы Запада и Востока связанные со спецификой жизни этих обществ. Для Востока характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм поведения, как справедливость, искренность, гуманность и т.п.. Главная установка в социализации личности делается не на изменении мира, а на изменении себя, на самосовершенствовании. Для Запада характерно противопоставление, социализация личности и общества; приоритет индивидуальных ценностей над общественными связывается прежде всего с изменением социальной среды и мира. В контексте этих двух традиций перспектива социализации личности нашего общества должна быть связана с усвоением как тех, так и других ценностей. А именно, необходимо реабилитировать ценности индивидуализма, но не в смысле «голого» эгоизма, а в смысле утверждения индивидуальности, активности и самостоятельности личности.