Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

 Философия техники - один из новейших направлений современной социальной философии. В связи с результатами научно-технического прогресса в конце XX века возникает потребность анализа техники как предмета социально-философского исследования.



Научно-технический прогресс постепенно способствует осознанию существенной роли техники в общественном развитии. В конце XIX века появляется одна из первых работ в этой области - «Основы философии техники» Э. Каппа. Продолжил эту тенденцию А. Эспинас, которому приписывают философское обоснование общей теории техники. Эти работы оценивали вклад технического прогресса в развитии человечества только положительно, идеализировали продуктивную роль техники в социуме. Считалось, что технические достижения являются еще одним весомым свидетельством покорения человеком природной среды. Однако такой оптимистичный взгляд на сущность технического прогресса просуществовал до середины XX века, когда начинают осознавать неоднозначность влияния техники на развитие общества.

Всемирные философские конгрессы второй половины XX века свидетельствуют рост философского интереса к технике и ее социально-практическое значение. В 60-х годах прошлого века с осознанием противоречий между традиционной идеей прогрессивных тенденций общества, постоянно растут, с одной стороны, и ограниченностью такого роста, с другой, философия техники окончательно формируется как самостоятельная отрасль социально-философского анализа. Сегодня все еще актуальной остается проблема определения сущности самого термина «техника» и его соотношение с «технологией». Так, например, французский философ Ж. Еллюль определяет технику как «сумму рационально указанных методов, эффективность несомненна в пределах любой сферы человеческой деятельности».

Для современной философии техники характерно учета достижений в этой области таких мыслителей, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Л. Мэмфорд, А. Бергсон, М. Бердяев, Э. Фромм, Г. Маркузе, и ряд других выдающихся философов прошлого века. Однако анализ их осмысления техники свидетельствует о том, что в условиях научно-технического прогресса трудно создать непротиворечивые, систематизированы и целостные концепции в области философского осмысления техники. Так, Э. Фромм критикует индустриально-техническую цивилизацию, подчеркивая, что «люди все в большей степени становятся автоматами для создания машин: разумность первого снижается соответственно росту интеллекта других».

Основой индустриальной цивилизации, по Г. Маркузе, является технологическая рациональность как следствие потребительского отношения человека к природе, которым определяется как отношение к миру, так и деятельность в нем. Такая репрессивная, техническая рациональность оборачивается против самого человека как части природы и может привести к катастрофическим последствиям как для природы, так и для человека. Катастрофичность развития технологической цивилизации особенно остро раскрывается на уровне невозможности создания равноценных ей альтернатив в связи с неготовностью человека отказаться от тех благ, которые предлагает крюка цивилизация. К тому же традиционное понимание парадигмы технического прогресса как безграничного процесса модернизации основывалось на идее неограниченности природных ресурсов, которую сегодня окончательно опровергнуто. Поэтому особую остроту приобретает вопрос о перспективах дальнейшего развития технической цивилизации и возможных социальных последствий приостановления или замедления технического прогресса.

На рубеже веков одной из основных проблем философии техники становятся социальные последствия компьютеризации в связи с привнесенными ней изменениями во всех сферах общественной жизни. Сегодня особую актуальность приобретает анализ информации как своеобразного глобального ресурса и информационного общества как нового типа цивилизационного организации социума. Соответственно, в современных условиях социальная философия выходит в сферу футурологических исследований и анализирует общество не только как она есть, но и давая прогнозы относительно его дальнейшего развития. Классическими примерами такого анализа является концепция «глобальной деревни» Г. Маклюэна, а также работы Э. Гидденса и А. Тоффлера.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии