Движение бахаи возник в недрах ислама, но вскоре почувствовал, что границы старой конфессии ему тесны, и создал самостоятельную религию. Ба-хаизм возник в XIX в. в Иране. Основателем учения был Али
Мухаммад Ширази (1819-1850). Мухаммад Ширази объявил себя Бабом, что в переводе с арабского означает «ворота», через которые ожидаемый глава верующих должен сойти на землю. Имам (с арабского - «первый в молитве») - верховный духовный руководитель религиозной исламской общины. Прихода «скрытого имама» мусульмане всегда ждали с нетерпением, резко обострялось в периоды социальных кризисов. Неудивительно, что проповедь Мухаммада Ширази, который осуждал богатство и роскошь, возмущался засильем иностранцев и требовал социальной справедливости, получила широкий отклик в стране.
1847 встревожена власти Ирана бросила Баба за решетку. Там он написал свою книгу, в которой провозгласил себя пророком, открывающий эпоху справедливости и равенства на земле. По всему Ирану с осени 1848 вспыхнули бабитськи восстания. Сам Баб, или Мухаммад Ширази, был 1850 осужден как еретик (предатель веры) и казнен. Но эта казнь только взбудоражила костер, и восстание вспыхнули с новой силой, особенно в Азербайджане, часть которого тогда принадлежала иранским шахматам. Спасаясь от преследований власти, руководители движения бежали в Ирак, который в то время входил в состав Османской империи. Один из последователей Баба - Хусейн Нури - объявил себя Нижняя Уллой (Блеск Аллаха), то есть пророком появление которого предсказал духовный учитель, позже казнен.
Учение бахаизму изложенное в священных книгах и на тот момент было достаточно революционным не только для ислама, но и для любой религии вообще. Оно утверждало, что каждая новая религиозная истина обязательно ведет к прогрессу, и провозглашало необходимость объединения человечества. «Земля - единственная страна, и все люди - ее граждане. Пусть гордится не тот, кто любит свою страну, но тот, кто любит весь род человеческий ». Главной обязанностью человека, по этой религией, является свободный поиск истины, отвержение предрассудков и суеверия, согласование религии и науки. «Человечество не может лететь с помощью одного крыла. Если оно попытается лететь на одном крыле религии, оно упадет в трясину предрассудков. А если попытается взлететь на одном крыле науки, то кончит свой полет в ужасном болоте материализма ».
Бахаи выступали за равные права мужчин и женщин, настаивали на обязательной образовании, предлагали единобрачие. Власти выслали Нижняя Уллу сначала из Багдада в Константинополь (тогдашнюю столицу Османской империи), затем - в палестинский город Акка, куда он прибыл в 1868 Итак, Святая земля стала центром новой религии и местом паломничества для бахаи.
После смерти Баха-Уллы в крепости Акка общину возглавил его сын, который в 1909 г., выполняя волю отца, перенес прах Баба (основателя учения бахаи) из Тебриза, где был казнен, в город Хайфа в специально построенное святилище. Это святилище - одно из самых красивых и величественных сооружений в Хайфе.
Бахаи считают, что раньше духовенство требовалось из-за низкого уровня грамотности. Теперь же образование стало практически общей и каждый способен самостоятельно изучать Священное Писание. Поэтому в Баха форуме ритуалов и церемоний, требующих специальной профессиональной подготовки священников. Международный Дом Справедливости руководит делами общины бахаи, состоит из членов, избираемых представители национальных духовных собраний.
Сейчас религия Бахаи распространена более чем в двухстах странах, самые общины находятся в Индии, США, Канаде, Европе, Африке и Южной Америке. Хайфа - священный город и место паломничества бахаи всего мира.
Загрузка...