Экуменизм, экуменистическом движением называют попытки решить одну из самых больших проблем христианства в истории - проблему разобщенности христианского мира. Иногда слово «экуменизм» употребляется в более широком
смысле - как диалог между различными мировыми религиями. Экуменистическом движение возникло в начале XIX в. Но еще раньше в разные времена и в разных странах католики и православные пытались преодолеть раскол Церкви, произошло в 1054 г. (в результате разделения Римской империи на два самостоятельных государства образовались два центра христианства - в Риме и Константинополе).
Современный экуменизм - не богословская теория, а результат практического опыта. Протестантские миссионеры, проповедовали в странах Азии, Африки и Латинской Америки, считали, что не имеют права «заражать» наобернених христиан богословскими и историческими спорами, которые вели христиане Европы. Чтобы избежать этого, они решили договориться в практических богословских вопросах между представителями различных миссионерских протестантских обществ. Постепенно пришло осознание того, что «люди по-разному встречают одного Бога». В середине XIX в. стала популярной так называемая теория ветвей. Согласно этой теории, католическая, англиканская и православная церкви - «ветви» одного «дерева», то есть единой Церкви.
Поворотным моментом в истории экуменистического движения стал 1910 г., когда в городе Эдинбург (Шотландия) состоялась Первая всемирная миссионерская конференция. Ее участники осудили прозелитизм - обращение христиан с одной исповедания в другое - как недостойное соревнование между «ветвями» одной матери-Церкви. После Эдинбургской конференции ее инициаторы - представители протестантских дено-минаций - решили начать диалог с представителями поместных православных церквей и католической церковью, однако Первая мировая война прервала эти планы. Следующей вехой в истории экуменистического движения стал 1948 г., когда в Амстердаме (Нидерланды) состоялась учредительная ассамблея Всемирного Совета Церквей. Официальные делегаты ее представляли сто сорок семь Церквей из сорока четырех стран мира. В Амстердаме не было представителей католической церкви, Московской Патриархии и других поместных православных церквей Восточной Европы. Многие из христиан высказывали опасения, что Всемирный Совет - это попытка создать некую «надцерков» или сформулировать особое учение, обязательное для всех членов этого Совета. Чтобы решить недоразумение, ВСЦ в 1950 выступила со специальным посланием, где было сказано, что цель ВСЦ - «привести Церкви к живому общению друг с другом».
На Амстердамской ассамблеи (первой) было принято проводить всемирные экуменистическом форумы раз в семь лет. Следующая ассамблея (Вторая) Всемирного Совета Церквей состоялась в 1954 г. в Эванстоне (США). На Третьей ассамблеи в 1961 г. в Нью-Дели уже присутствовали представители Русской православной церкви. После этого одновременно в Риме и Стамбуле 7 декабря 1965 были торжественно сняты анафемы, которым в 1054 взаимно подвергли друг друга представители Западной (Римской) и Восточной (Константинопольской) церквей. Эти анафемы протяжении девяти столетий были мрачными символами большого церковного раскола.