Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Гносеология - это философское учение о познании мира, или теория познания. Как неотъемлемая часть философствования, гносеология присутствует в любом мировоззрении и объясняет соответствующим образом проблемы

познания, его природу и возможности. Гносеология акцентирует внимание на основных ступенях процесса познания и на их взаимосвязи, исследует вопрос об отношении результатов познания к познаваемой реальности.

 

Познание явлений окружающей нас реальности и совокупности вещей, составляющих мир - это насущная потребность мыслящего человека. На определенном этапе общественного развития появляются люди, для которых получение знания, обобщение результатов практики, передача знания в форме обучения другого становятся основной формой деятельности. Тогда происходит отделение духовно-познавательной деятельности от предметно-чувственной. На этом этапе уже и сама гносеология становится для субъекта объектом познания.

 

Субъект познания для философии - это отдельный человек, группа людей или даже все человечество, которые вместе осуществляют целенаправленную познавательную деятельность. Объект познания - это предмет, явление, фрагмент материального или духовного мира, на который направлено познавательную деятельность субъекта. Взаимодействие субъекта и объекта заключается в том, что последний отображается первым. Это может происходить с помощью органов чувств, поскольку объект вызывает определенные ощущения в субъекте. Однако для того, чтобы познать объект, недостаточно только видеть, слышать, осязать и т.д.. Здесь необходимо еще и понимание, способность обобщать, доказывать умом, доходить до сущности объекта познания.

 

В гносеологии сосуществуют два подхода к познанию объекта сенсуализм и рационализм.

 

Сенсуализм опирается на первичность чувственного опыта. Основными формами чувственного познания мира традиционно считают чувства, восприятия и представления. Чувственное познание начинается с чувства, как отражение чего-либо с помощью органов чувств. Материалисты XIX-XX вв. сосредоточили внимание на общественно-исторической составляющей развития человеческих чувств, утверждая, что все пять наших органов чувств несут на себе отпечаток всемирной истории. Так, глаз орла видит дальше, но также несомненно, что глаз человека видит гораздо больше. Наши органы чувств определенной мере социализированы, поскольку каждый человек в красном видит красное (если не дальтоник), но в зависимости от степени культуры, образования, среды, в которой она развивалась, она может различать оттенки красного. Кто-то может наслаждаться мелодией, а кто-то может услышать в ней фальшивые ноты и чувствовать дискомфорт. Поэтому чувства несут в себе элемент субъективности.

 

Для сенсуалиста чувства - основной источник познания существенного в объекте, а наши знания он рассматривает как результат наших чувственных впечатлений. Общие понятия о вещах и явлениях, по мнению сенсуалистов, возникают путем отбрасывания особенностей конкретных вещей и фиксирования того общего, что характерно для многих вещей и явлений. Действительно, такое обобщение имеет место. Трудности для сенсуалиста однако в том, чтобы понять, откуда берется сила обобщения, как возникает понятие об общем и единичное.

 

Рационализм в философии стремится объяснить специфику познания с позиций разума (ratio). Всего рациональное познание осуществляется в следующих формах как понятие, суждение и умозаключение.

 

Понятие - это форма логического познания, с помощью которого отображаются общие, существенные, необходимые свойства предметов или явлений. При внимательном исследовании содержания средств общения людей обнаруживается большое количество понятий, отражающих безграничный мир внешнего, и не менее впечатляющий мир ее внутренних переживаний и эмоций. Поскольку каждая вещь, процесс или явление имеют качественную определенность, то в одиночку и в совокупности понятия отражают эту качественную определенность. Формирование понятий имеет длительную историю, которая продолжается и в наши дни во всех сферах человеческой предметно-чувственной и духовной практики.

 

Во многом причиной формирования понятия является представление, как объективированный чувственный опыт, который дополняется воображением и фантазией. В момент образования представления сам объект не находится в контакте с органами чувств. Отвлечение от чувственного опыта необходимо связано с абстрагированием и воображением. Из сказанного можно сделать вывод, что возникновение понятия является как бы итогом познания человеком мира. Именно поэтому понятие несет в себе различные стороны объективно существующих вещей и явлений, а также особенности эмоционально-волевого и интеллектуально-логического миропонимания субъекта познания. Возможность познания для рационалиста, прежде всего, связана с существованием общих понятий. Только овладев общие понятия, человек способен целенаправленно познавать мир. Природа общих понятий для рационалиста лежит в самом уме. Для Р. Декарта - это врожденные идеи, вроде вечных истин, с которыми человек и рождается. Философ-рационалист считает истинным только то, что четко и ясно познано, то есть то, в чем познающий, не сомневается, ведь чувство очень часто обманывают и подают искаженную картину мира. В подавляющем большинстве и сенсуалисты и рационалисты отдают должное противоположной точке зрения.

 

Агностицизм. Некоторые философы выражают сомнение относительно возможности познания мира. Тех, кто категорически отрицают возможность познания мира, называют агностиками, а их направление философствования называют агностицизмом. Агностики акцентируют внимание на относительности наших знаний, ведь известно, что довольно часто в истории науки общепризнанные истины оказывались обманом, и наоборот. Поэтому можно с определенной степенью уверенности заявить, что и признанные нами сегодняшние истины окажутся ошибочными, потому что завтра они могут быть опровергнуты прогрессом науки. Во-вторых, отмечают агностики, хотя объем нашего знания неуклонно увеличивается, мы постоянно находимся в плену бесконечности познаваемого нами мира. У нас часто возникает ощущение незначительности нашего знания о возможной его безграничности. Но не следует беспрекословно разделять оговорки агностиков. Философы много размышляли над проблемой границ познания и выдвигали различные аргументы против агностицизма. Важно, что до сих пор человечеству удавалось правильно сформулировать, а потому и достаточно успешно решать жизненно важные проблемы общества. Отсюда оптимистичные ожидания относительно того, что и в дальнейшем наше познание будет адекватно отражать действительность и позволит преодолевать трудности, которые возникают.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии