В общем случае при криволинейного движения вектор ускорения а направлен внутрь траектории под некоторым углом относительно нее (рис. 1.22). Разложим по правилу параллелограмма вектор а на две составляющие.
Одна составляющая (ат) будет направлена по касательной к траектории движения материальной точки, а другая (а / 7) - вдоль нормали к траектории, т.е. перпендикулярно к касательной в данной точке траектории.
Составляющая а, вектора ускорения а, направлена вдоль нормали к траектории в данной точке, называется нормальным ускорением. Нормальное ускорение характеризует изменение вектора скорости по направлению в случае криволинейного движения.
Составляющая ат вектора ускорения а, направлена по касательной к траектории в данной точке, называется тангенциальным или касательным ускорением.
Тангенциальное ускорение характеризует изменение вектора скорости по модулю. При прямолинейном движении скорость тела изменяется только по модулю, т.е. а = 0, поэтому а = ах. Определим направление ускорения стартующего гоночного автомобиля на прямолинейном участке траектории (рис. 1.23). Быстрое больше у0, т.е. автомобиль движется ускоренно. Поэтому вектор изменения скорости у = у - у0 направлен вдоль направления движения, следовательно, и вектор ускорения а = т направлен вдоль направления движения (направления скорости).
Определим направление ускорения автомобиля при торможении на прямолинейном участке пути (рис. 1.24). Быстрое меньше у0, т.е. автомобиль движется замедленно, поэтому вектор изменения скорости направлен противоположно направлению движения, так и вектор ускорения а - а т направлен противоположно направлению движения (направления скорости).