Вязкое трение – трение при наличии смазки. Смазку обычно используют, чтобы уменьшить трение и интенсивность изнашивания, а также избавиться от некоторых нежелательных особенностей, присущих сухому трению.
Обычно в качестве смазки используют жидкость (например, смазочные масла' ); в этом случае говорят о жидкостном трении. Ныне иногда применяют и твердые смазочные материалы (графит, тефлон, молибденит), которые наносят в виде покрытий на контактирующие поверхности.
Силы вязкого трения существенно зависят от относительной скорости контактирующих тел; если она равна нулю, то эти силы также обращаются в нуль. Поскольку мы сейчас занимаемся статикой, то их мы рассматривать не будем.
Итак: Ограничимся случаем сухого трения. Чем вызвано наличие сухого трения? Современные представления об этом явлении таковы.
Сухое трение возникает за счет механического взаимодействия между микронеровностями соприкасающихся поверхностей, а также адгезии (сцепления этих поверхностей, вызываемого межмолекулярным взаимодействием).
Для деталей, обычно используемых в машиностроении, размеры упомянутых микронеровностей изменяются от долей микрометра до десятков микрометров (т.е. весьма невелики). Следовательно, сухое трение – это сложное физическое явление, вызываемое двумя факторами: механическим и адгезионным взаимодействием.
Когда мы сталкиваемся с контактом двух заведомо шероховатых поверхностей, то на первый план выходят механические факторы; когда же мы пытаемся сдвинуть друг относительно друга две отполированные свинцовые пластинки, то это трудно сделать из-за эффекта адгезии. Обсудим теперь вопрос о том, какими могут быть предельные значения сил трения. Ограничимся сейчас трением скольжения.
Загрузка...