Специальная литература выделяет четыре группы мер проведения демографической политики.
Первая группа включает в себя нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления и т.п.).
К ним относятся: возраст вступления в брак (минимальный); право на аборт; права детей; обязанности родителей по содержанию и воспитанию детей; законы, регулирующие процессы, происходящие в миграции населения, и др. В нашей стране пока нет соответствия законов о мигрантах целям демографического развития страны. Чтобы достичь такого соответствия, необходимо, чтобы концепция демографического развития страны стала бы основополагающим документом для разработки законодательной базы проведения демографической политики, особенно в области миграции.
Вторая группа — экономические меры проведения демографической политики.
К ним относится, например, в разных странах:
• выплата страховых пособий женщинам в течение четырех — шести недель после родов;
• выплата страховых пособий за шести недель до и шесть недель после родов;
• социальное пособие женщинам, работавшим в государственных и общественных учреждениях и школах, в течение трех месяцев отпуска по материнству в размере 80 % заработной платы; женщинам, работавшим в частных предприятиях, сохранение заработной платы в течение шесть недель;
• пособие на кормление ребенка в течение 12 недель после родов;
• единовременное пособие при рождении ребенка (конкретная величина в денежных единицах); • государственные выплаты на детей всех работающих граждан, повышение размера этих выплат в зависимости от числа детей в семье, вплоть до пятого ребенка;
• снижение цен на детскую одежду и обувь за счет дотаций государства;
• выдача ученикам начальных, средних и специальных школ и училищ бесплатно учебников и учебных пособий;
• увеличение оплаченного отпуска по материнству для матерей-одиночек до 26 недель;
• выдача кредитов молодым семьям на приобретение квартиры и обстановки с его постепенным погашением.
• налоговые льготы семьям, имеющим детей;
• надбавка к заработной плате родителей в семьях, имеющих трех и более детей;
• оплата больничных листов матери (отцу) по уходу за ребенком во время болезни;
• обеспечение продуктами и промышленными товарами в семьях желаемого для государства числа детей и т.п. меры.
Третья группа мер — информационно-пропагандистские. Главная задача — подготовка общественного мнения в необходимости проведения демографической политики, отвечающей национальным интересам страны.
Примером подобного решения проблем стала Франция. В конце XIX и начале XX вв. в стране началась депопуляция. Благодаря информационно-пропагандистским мерам общество, властные структуры, ученые и предприниматели поняли необходимость увеличения рождаемости и роста населения страны. В 1896 г. создан Национальный совет в поддержку роста населения, в 1920 г. - Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г. - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. -Высший комитет по проблемам населения, в 1945 г. (по инициативе президента де Голля) - Высший консультативный комитет по проблемам населения и семьи. Франция умело сочетала информационно-пропагандистские меры с экономическими и нормативно-правовыми. Например, в 1920 г. был принят закон, запрещающий аборты, разрешающий продажу и распространение контрацептивов, публичную информацию о методах контроля над рождаемостью и т.п. В 1939 г. был принят «Кодекс о семье», предусматривающий введение денежных пособий. Размер ежемесячных пособий по многодетности определялся как доля от базовой заработной платы (месячная заработная плата неквалифицированного рабочего металлиста в Париже). Размер пособий варьировал по территориальным зонам. Разрыв между максимальным и минимальным уровнями ставил в 1945-1946 it. 49 %, в 1968 г. - до 4 %.